Наталья Красник
Занятие по ознакомлению детей с былинами «Богатырь земли русской Илья Муромец»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров;
• Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях-защитниках Земли Русской : Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
• Закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы);
Публикация «Занятие по ознакомлению детей с былинами „Богатырь земли русской Илья Муромец“» размещена в разделах
• Воспитать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
• Развивать у детей интерес к работам художника В. М. Васнецова.
• Вызвать желание украсить силуэты воинских доспехов, используя графические элементы, выдерживая симметрию, ритм, сохраняя композицию.
Предварительная работа:
• Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей» и др., прослушивание былин в аудиозаписи, рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри», заучивание пословиц.
Материал:
• Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»;
• Элементы одежды и оружия богатыря.
Ход занятия.
Воспитатель: «Здравствуйте ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы! Садитесь на свои места и слушайте внимательно.
1. Сегодня у нас будет необычное занятие. А о чем оно будет вы узнаете если отгадайте загадку:
Силен как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
А поговорим мы с вами о богатырях, которые жили давно, но слава об их подвигах дошла до наших дней. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).
2. Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена. Всякое житьё начинается с дома.
- В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных)
- Почему строились деревянные дома? (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)
2. Вот перед нами деревянная избушка. Давайте заглянем, что в ней.
На большом экране старинная русская изба в разрезе.
- Что внутри этой избы? (Русская печь)
Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь - Матушка».
- Почему так говорили? (она и накормит, и напоит, и обогреет, а если надо, вылечит).
3. Вот почти на такой печи долго пролежал один из русских богатырей.
Как его звали? (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селе Карачарово, недалеко от города Мурома)
-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)
- Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной колодезной заставили)
- Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).
С кем был первый бой Ильи Муромца? (С Соловьем - разбойником)
Маша Панченко
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Дима Ковалец
Но срубил ему Илья буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»
4. Физминутка:
Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой Шли в дозор богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные,
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)
5. Ребята, а как узнавали о подвигах богатырей люди? Ведь ни газет, ни телевизоров тогда не было.
Ребенок: гусляры, ходили от города к городу, от села к селу, пели о подвигах богатырей русских. (Показ картинки)
Сказитель играл на гуслях и приговаривал:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские! (Убрать изображение гусляров.)
Так и складывались былины. Я не могу точно сказать, что такое былина. Это и сказка и быль, и стих, и песня, и просто рассказ одновременно.
6. Воспитатель: Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Как называется картина В. М. Васнецова?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Нам она очень всем нравится. Кого изобразил художник?
Дети: Трех богатырей.
Воспитатель: Кто находится в центре?
Дети: Илья Муромец.
Воспитатель: А как вы догадались, что это Илья Муромец?
Дети: Он самый могучий, старший, мудрый.
Воспитатель: А кто слева? Кто справа?
Дети: Добрыня и Алеша Попович
Воспитатель: Богатыри смотрят вдаль не видать ли врагов. Они стоят на защите Земли Русской. А как одеты богатыри?
Дети: Они одеты в кольчуги. Это железная рубашка из колец.
Воспитатель: Почему они одевали кольчугу?
Дети: Защита от стрел, копья.
Воспитатель: Что надето на голову?
Дети: Шлем, защита головы.
Воспитатель: А ещё какие доспехи есть у богатырей?
У Ильи Муромца – копье и булава, у Добрыни – меч, а у Алеши Поповича – колчан со стрелами.
7. Игра «Да- нет»
Наша Родина сильна …. да.
И у нас она одна…. да.
На Руси богатыри есть…да.
Им всегда хвала и честь…. да.
Илья Муромец герой …. да.
Он был самый молодой….нет.
Соловья он победил…да.
Из автомата подстрелил…нет.
Алёша Попович тоже герой…. да.
Он сильный, смелый, молодой….да.
Он в Киеве граде дружинником был…да
Карабаса в бою победил…. нет.
На танках боролись богатыри с врагом…. нет.
Они воевали с мечом и копьём…да.
Добрыня Никитич был слабым и хилым…нет.
Он змея сумел победить своей силой…. да.
Гордимся мы нашими богатырями…. да.
Хотим ли быть такими же сами…да.
8. Воспитатель: Мы рассмотрели с вами репродукцию В. М. Васнецова. Не появилось ли у вас желания самим украсить воинские доспехи богатырей?
Вот посмотрите, у меня есть силуэт меча, шлема и щита. (Показ). Давайте с вами украсим их теми графическими элементами и линиями, которые мы умеем рисовать.
Какие это элементы? ( Дети перечисляют: завитки, дуги, линии – волнистые, изогнутые, прямые, прерывистые, петельки)
Вы будете украшать доспехи, и подумайте, какому богатырю из сказок можно будет подарить ваш рисунок?
А чтобы наши пальчики лучше рисовали, мы сделаем пальчиковую гимнастику:
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
А теперь садитесь за столы и украшайте доспехи богатырей.
Как их можно украсить?
(Если на щите и кольчуге изобразить знак солнца, он поможет богатырю отражать удары врага, сохранит ему жизнь).
А что означали знаки растительности?
(Если меч украшали травой, деревьями, колосьями, значит, он должен был быть как живым, сильным, помогать в бою).
Самостоятельная работа детей, оказание детям необходимой помощи. По окончании организуется выставка детских работ.
9. Подведение итогов
-О ком мы сегодня узнали?
- Что нового узнали?
Чтение стихотворения.
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!
Век стоит Русь - не шатается.
И века простоит не шелохнется!
А преданья старины
Забывать мы не должны
Слава русской стороне!
Слава русской старине!