Татьяна Безуглая
Значение современных технических средств в воспитании детей и подростков
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе, наполненном информационно-коммуникационными технологиями, всевозможные гаджеты становятся неотъемлемой частью жизни людей. Изначально английским словом «гаджет» («безделушка», «примочка») называлось приспособление (устройство или программа, которое дополняло и расширяло возможности основных устройств («девайсов», при этом оно решало конкретные задачи и имело узкую специализацию. В настоящее время понимание этого термина меняется, гаджетами зачастую называются устройства-новинки. Среди главных достоинств гаджетов последних поколений – компактность, мобильность, простота использования, внешняя привлекательность, мультимедийность. Основное предназначение гаджетов – дать ребенку возможность самостоятельного и полезного времяпрепровождения. Например, с компактным вариантом проектора мультфильмов ребенок может самостоятельно проецировать изображение на любую выбранную им поверхность. Мультимедийная электронная книга поможет в развитии мелкой моторики ребенка, зрительного и слухового восприятия, сохранит полезную информацию, предложит обучающую игру или воспроизведет выбранный текст. Существуют гаджеты для безопасности и здоровья: gprs-трекеры и наручные шагомеры, дополненные развлекательными игровыми приложениями. Конечно, в первую очередь, гаджеты предназначены для обеспечения комфорта и развлечения детей. Но, помня о том, что учение должно быть непременно с увлечением, невозможно закрывать глаза на уже признанные достоинства этих устройств в школьном образовании.
Публикация «Значение современных технических средств в воспитании детей и подростков» размещена в разделах
Гаджеты все активнее входят в образование. Текущее десятилетие нашего века отметилось появлением и внедрением в мировую образовательную практику новых видов обучения: электронного, смешанного, мобильного, технологий дополненной реальности, - которые однажды могут составить реальную альтернативу традиционному очному обучению. Конечно, успех организации этих видов обучения напрямую связан с уровнем развития Интернет-коммуникаций в стране, уровнем компьютерной грамотности населения, а также уровнем его социально-экономического благополучия. На наш взгляд, наибольшее применение гаджетов в образовании сейчас наблюдается при организации мобильного обучения (mobile learning). Его особенностью, в отличие от дистанционного и электронного обучения, является то, что оно предполагает использование разнообразных мобильных и портативных устройств – мобильных телефонов, смартфонов, ноутбуков, КПК, планшетов и т. п. Эти устройства способны образовывать между собой функционально-связанные модули под конкретные виды деятельности обучающихся, гибко реагировать на запрос по обеспечению различных функций обучения и воспитания, что является основными требованиями, предъявляемыми к современным средствам обучения и воспитания [2].
Мы рассматриваем гаджет как средство обучения и воспитания, инструмент нового поколения в образовательной деятельности педагогов и обучающихся, который, наряду со средствами образования предыдущих поколений (аудиовизуальные, видео, фото, печать, слово, письмо, все активней используется для достижения целей современного образования. Гаджет как средство обучения есть инструмент, посредством которого педагог может организовывать и управлять познавательной деятельностью обучающихся. В настоящее время широко используются предметные компьютерные приложения, которые позволяют выполнять специальные задания и сохранять полученные результаты на любом из носителей. Особо такие программы необходимы при изучении предметов, требующих сложных вычислений и особенной точности, например, математики. Фактически, эти гаджеты-программы выступают помощниками, индивидуальными репетиторами в обучении предмету, способными учесть индивидуальные особенности ученика. Также гаджет является инструментом организации самостоятельной работы обучающегося (педагогом или сами обучающимся, выступая как носитель информации и стимулятор ее восприятия. Это особо важно для сферы гуманитарных наук, где гаджеты обеспечивают доступ к большому количеству текстовой и графической информации. Особым помощником юного гуманитария становятся электронные книги, с помощью которых можно читать произведения, делать заметки, слушать и создавать аудиозаписи. При изучении любого языка гаджет - одновременно, и уникальная библиотека, и индивидуальный репетитор, к которому можно обратиться в любой момент. Существующие гаджеты-переводчики осуществляют онлайн и оффлайн переводы текстов разной сложности, причем с любых языков, как современных, так и древних.
Таким образом, использование гаджетов в обучении увлекательно, эффективно и результативно. Но каковы проблемы их применения на современном этапе? Гаджет – это новое средство обучения, разработка и применение которого, и педагогами, и школьниками разного возраста должны быть организованы в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями, строительными нормами и правилами, противопожарными нормами. В современном образовании безопасность использования средств обучения и воспитания, сохранение здоровья субъектом образовательного процесса – один из критериев применения средств обучения и воспитания в общеобразовательной школе. Видимо, Письмо «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы [3], в котором определяется рекомендуемая длительность непрерывного применения аудиовизуальных технических средств обучения и частота их использования на уроках в неделю, несколько устарело, ведь ему уже почти двадцать лет. Рассматриваемый вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что мы можем наблюдать, как технологизация и компьютеризация затрагивают уже все уровни осуществления образовательного процесса в школе, начиная с оснащения общих и административных помещений общеобразовательных организаций, оснащения классов начальной школы и предметных кабинетов, и заканчивая оснащением помещений внеурочной деятельности [2]. Количество приборов и устройств, с которыми сталкиваются ежедневно обучающиеся в только школе становится чрезвычайно высоким.
Озабоченность также вызывает определение средств обучения и воспитания в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором они фактически сведены сугубо к материальным объектам, вместе с тем, в качестве средств обучения могут и должны использоваться не только материальные (природные, искусственные, технические, но и идеальные объекты и явления. Речь, мимика, жесты, поза педагога – это первичные средства обучения, данные человеком природой (О. Ю. Ефремов). В «Живой типографии» Я. А. Коменского в качестве одного из идеальных средств обучения назван «живой голос учителя». Используя свой голос, учитель получает обратную связь, убеждается в том, что его слушают, воспринимают, понимают. Насколько гаджеты и прочие устройства способны обеспечить обратную связь между педагогом и учеником именно в этом гуманистическом понимании? Не будет ли утрачена сама ценность нематериальных средств обучения при таком технократическом подходе к определению средств обучения и воспитания?
Бесспорно, что в современной школе средства обучения и воспитания должны быть обязательным элементом оснащения [2]. Но необходимость обязательного применения средств обучения и воспитания неминуемо ведет к коммерциализации этого процесса. Насколько гаджеты останутся доступны для обучающихся и их родителей, самих общеобразовательных организаций, ведь доступность использования средств обучения и воспитания всеми категориями обучающихся – это еще одно требование к их использованию в образовательном процессе. Не будут ли нарушены положения «Всеобщей декларации прав человека», касающиеся права человека на образование, в том числе права на бесплатное начальное и общее образование?
Еще больше вопросов возникает относительно определения гаджетов как средств воспитания. Сложность определения понятия «средство воспитания» в педагогической науке – очевидный факт. С одной стороны, не все педагоги выделяют данное понятие в системе педагогических понятий как самостоятельное, ряд исследователей сводит средства воспитания к совокупности приемов воспитания (И. П. Подласый). С другой стороны, именно средства воспитания есть ведущее звено системы всех средств (И. П. Иванов). В любом случае средства воспитания невозможно свести сугубо к материальным объектам, а их важность неоспорима. Ведь само по себе воспитание – это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении учебной, игровой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию [1, с. 19]. Таким образом, в качестве средств воспитания могут выступать различные виды деятельности [4], как правило, имеющие коллективный характер: игра, труд, учение, общение, спорт. В целом средствами воспитания являются достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. Насколько средства воспитания, определяемые, наряду со средствами обучения, как материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности [6], а именно: приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, - являются по своей сути средствами воспитания?
Вопрос о том, какую роль гаджеты играют в воспитании детей и подростков, чья жизнь непосредственно связана с использованием такого рода устройств, является центральным в современном образовании, но, видимо, будет оставаться открытым еще долгое время. Этот вопрос стал предметом обсуждения на дискуссионной площадке «Роль воспитания в мире гаджетов», организованной в рамках работы XVI международной конференции «Их эпохи Гуттенберга в эпоху Интернета: каким быть образованию в XXI веке» на базе Высшей школы педагогики Балтийского федерального университета имени И. Канта. Данная тема вызвала значительный интерес : в работе дискуссионной площадки приняло участие свыше 40 педагогов из различных образовательных организаций г. Калининграда и Калининградской области.
В ходе структурированной дискуссии участники убедительно доказали целесообразность использования гаджетов в образовании современных детей и пришли к следующим выводам. Во-первых, гаджеты упрощают доступ к ресурсам, расширяющим возможности человека не только в поиске информации и обучении, но и в общении, получении помощи и поддержки, разнообразии досуга, экономии времени, моделировании реальности. Это существенно повышает качество жизни человека, что особенно важно для людей с ограниченными возможностями здоровья. Во-вторых, детям и подросткам открываются новые возможности для развития их творческих способностей и интеллекта, перед ними предстают во всем своем многообразии информационные субкультуры, дающие образцы для подражания. Это позволяет существенно расширить сфер детской активности и самореализации. В-третьих, занятость детей различными приспособлениями позволяет обеспечить самозанятость и досуг детей, что дает взрослым больше свободного времени для выполнения своих трудовых и родительских обязанностей.
Полученные в ходе дискуссии выводы, были использованы на следующем этапе работы площадки. И так как любое явление необходимо рассматривать с различных точек зрения, то теперь в центре внимания участников оказались негативные последствия и эффекты применения электронных устройств и программ в образовании. Педагоги отметили, что на детей обрушиваются потоки информации, которая помимо того, что не всегда ими понимается и осмысливается, но зачастую сомнительна с точки зрения ее полезности и безопасности для ребенка или подростка. Качество самих ресурсов не всегда соответствует ожиданиям, пользователи зачастую сталкиваются с обманом и мошенничеством. Возрастают возможности вовлечения детей и подростков в декструктивные субкультуры, дающие негативные модели для подражания. Значительный урон может быть нанесен и детскому здоровью, ведь пассивный досуг ограничивает двигательную активность юных пользователей.
Особую озабоченность вызывает риск формирования зависимостей, как результат чрезмерного увлечения гаджетами. И хотя сам термин «гаджет» пока не упоминается в официальных документах Министерства образования и науки РФ, но фактически гаджеты уже присутствуют в образовательном процессе как обязательный элемент: компьютеры, планшеты, плоттеры, интерактивные комплексы и т. п. К тому же мы уже можем обнаружить термин «гаджет-аддикция», например, в программах дополнительной подготовки медиков по психиатрии [5], который входит в содержание их обучения, наряду с «интернет-аддикцией», «компьютерной аддикцией», «игровой аддикцией». То есть проблема зависимости от гаджетов уже реально существует в психиатрии, но в системе образования сам термин «гаджет» так и остается неназванным. Аддикции ставят по угрозу детско-родительские отношения, что особо актуально в ситуации, когда родители добровольно самоустраняются от воспитания детей, заменяя свое взаимодействие с ребенком предоставлением очередного гаджета. Возникает опасность того, что реальное «живое» общение все больше будет заменяться его опосредованными видами, что приведет к недостаточному развитию коммуникативных навыков и формированию разных форм зависимого поведения у детей и подростков.
На завершающем этапе дискуссии все педагоги подчеркнули необходимость обязательного участия взрослого в освоении и использовании детьми гаджетов. Взрослый – не просто владелец гаджета или тот, кто оберегает ребенка от гаджета или гаджет от ребенка. На современном этапе взрослый становится помощником ребенка, а ребенок – помощником взрослого в освоении инновационных технологий. Такое взаимодействие делает возможным рациональное и дозированное использование гаджетов, «правильный» контроль. Ни один гаджет не заменит воспитание. Многие участники обратили внимание на необходимость проведения классных часов и родительских собраний на эту тему. Довольно интересны выводы участников дискуссии:
«В современном мире невозможно обойтись без гаджетов. Они, безусловно, упрощают нашу жизнь и экономят время. Детям нужно показывать, как качественно и продуктивно использовать гаджеты»;
«При условии осознанного, дозированного и целенаправленного использования гаджеты могут быть проводниками в мир культуры и искусства, но не заменят их»;
«Гаджет – это хороший помощник, но ни один гаджет не заменит реального общения с человеком»;
«Гаджеты создаются для людей, гаджетов станет еще больше, за ними будущее. Нужно научиться ими правильно пользоваться»;
«Сегодня необходима благоприятная интеграция воспитания и новых технологий. В любое время в воспитании важными являются : понимание, принятие, ответственность, доверие и помощь».
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Видимо, пришло время, когда должны быть внесены изменения как в понимание сути всего педагогического процесса и его важнейшей составляющей – воспитания, а также его неотъемлемой части - современных средств обучения и воспитания. В пересмотре нуждается сам характер взаимодействия воспитателя и воспитуемого в нем, ведь благодаря информационно-коммуникационным технологиям, происходят качественные изменения в мире человеческих отношений. Перестраивается система отношений взрослого мира и мира детства, причем не только школьного, но и дошкольного, а ранний вход детей в мир гаджетов и девайсов несет в себе уже доказанные риски. Но реалии современного мира требуют не столько предотвращения столкновения ребенка с ними, сколько просвещения о потенциальных возможностях и опасностях, о способах рационального использования разных «приспособлений», определения правил применения гаджетов с целью развития. Гаджеты необходимо использовать как ресурс, работа с которым будет построена таким образом, что он будет способствовать развитию личности ребенка, позволит создать условия для его самоопределения и социализации [6]. Но это станет возможным только тогда, когда совпадут, так называемые, информационные пространства педагога и его воспитанника. Таким образом, взрослому сообществу предстоит по-новому осмыслить вопросы взаимодействия с детьми и подростками в новых реалиях – в мире гаджетов, в котором вопросы воспитания приобретают особую актуальность.
Литература
1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608с.
2. Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации: приказ Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № 336 [Электронный ресурс]// Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. – Дата выхода: 7 апреля 2016 года. - URL : https://минобрнауки. рф/documents/8163 , свободный ( дата обращения: 27 февраля 2017 года).
3. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы: письмо Минобразования РОФ от 22 февраля 1999 г. № 220/11-12 [Электронный ресурс]// Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87613, выходные и праздничные дни ( дата обращения: 27 февраля 2017 года).
4. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
5. Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «психиатрия-наркология» : приказ Минздрава РФ от 22 января 2014 г. № 35н Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162394 , выходные и праздничные дни ( дата обращения: 27 февраля 2017 года).
6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012. – 31 декабря.