Елена Карловна Макарова
Значение сказки в развитии и воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Первые годы жизни ребенка – важный этап в воспитании и развитии ребенка. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют дальнейший путь жизни. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, которые передаются ребёнку, усваиваются им, становятся близкими, родными, незаменимыми. В образах, красках, звуках родного языка предстает перед ним Родина, и чем ярче и живее образы, тем большее влияние они оказывают.
Публикация «Значение сказки в развитии и воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Народное творчество доступно детям с самого раннего возраста. Колыбельные песни, потешки, поговорки, и другие произведения народного творчества передаются из поколения в поколение помогая в воспитании детей. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки.
С малых лет ребенку доступен мир сказок, разнообразных по настроению и содержанию. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. В сказках перед малышом возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Образы русских народных сказок – хитрой лисы, глупого и жадного волка, мышки-норушки и многие другие - входят в жизнь детей, раскрывая перед ними, в доступной для их понимания форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказка учит побеждать храбростью, смелостью и высмеивает трусость. Приключение храброго Колобка в народной сказке для маленького ребенка настоящая героическая эпопея. А сказка «Репка» помогает воспитывать чувство взаимопомощи. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку; они умеют говорить, думать. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит малыша удивительными приключениями, превращениями и героями. Учёными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления малыша его эмоциональности, а так же развития творческих способностей. Чтение сказок прекрасный способ общения со взрослыми, что помогает наладить тёплые, доверительные отношения, создать уют в семье.
Почему же мир сказок так интересен ребенку? Малыша увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершённость отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память, внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, «тянет-потянет», «бил-бил, не разбил») – это значительно облегчает понимание и запоминание сказок, что особенно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища («мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «зайчик-побегайчик» и др.) – это вызывает интерес и способствует быстрому запоминанию. Порой взрослым кажется, что тексты сказок просты и наивны, в сюжете много повторов, а герои переходят из одной сказки в другую, но именно этим сказка и привлекает малыша. Обычно взрослые читают детям сказки или рассматривают иллюстрации к ним не задумываясь о том, что возможности сказки безграничны!
Конспект занятия в младшей группе.
Тема: «Сказка в гости к нам пришла»
Задачи: Учить детей узнавать персонажей сказки «Репка
Закрепить последовательность прихода персонажей
Воспитывать интерес к народной сказке
Развивать навыки драматизации
Активизация словаря: Дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, огород.
Обогащение словаря: тянут-потянут – вытянуть не могут; большая-пребольшая.
Ход занятия
Воспитатель приносит красивый сундучок, привлекает внимание детей :
Тише детки не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса…
Сказка спряталась пока!
Сундучок отопрись
Сказка деткам покажись!
Из-за сундучка появляется дед (кукла настольного театра,
Дед: «Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки приглашаю всех
в свою сказку. А в какую, сами догадайтесь. Помощники выходите!»
Воспитатель достает кукол настольного театра: бабку, внучку, собаку,
кошку, мышку и расставляет их на столе, просит детей назвать героев сказки и назвать сказку. С помощью воспитателя дети рассказывают сказку, расставляя
персонажи на игровом коврике, вспоминают последовательность их появления.
Проводится игра-имитация «Изобрази героев», со словами:
В сказке «Репка» дедка есть,
Бабушка и внучка
Вместе жили кошка, мышка
И собачка Жучка.
Дедка репку посадил,
Долго он её растил.
Выросла какая?
Большая-пребольшая.
(воспитатель и дети, шагая по кругу, последовательно передают движения каждого героя)
Проводится игра-драматизация. Дети по желанию надевают шапочки-маски,
решают, где будет огород, и с помощью воспитателя инсценируют сказку.
В конце педагог хвалит детей и говорит, что все герои останутся в группе, с ними можно будет ещё поиграть.