Балашова А В
Значение музыки в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Значение музыки в дошкольном образовании.
Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Ребенок в этом возрасте с удовольствием познает мир. Любопытные, открытые к информации, маленькие дети, словно губка, поглощают все то, что мы в состоянии им дать. Именно поэтому, основная задача у взрослых - щедро предоставить им все, к чему стремится детская душа, открыть им мир, познакомив с самым прекрасным – с искусством.
Публикация «Значение музыки в дошкольном образовании» размещена в разделах
Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Она оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «взрослой» жизни», а также формирует его духовную культуру.
Получая знания о музыке в образовательной среде в детском саду, в семье, дети приобщаются к музыкальному искусству. В процессе воспитания получение этих навыков, умений и знаний способствует формированию интересов, потребностей, вкусов у детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.
Музыкальное воспитание дошкольников – основа художественно-эстетического воспитания маленькой личности. Средствами музыкальной образовательной деятельности решаются задачи:
• Пробудить в детях интерес к музыке;
• Познакомить дошкольников с базами элементарных музыкальных понятий;
• Развивать способности (слух, певческие навыки, чувство ритма, музыкальную отзывчивость);
• Прививать музыкальный вкус.
• Развивать творческие способности детей;
• Обогатить музыкальные знания детей, познакомив их с различными произведениями;
Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей : представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения.
Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». А врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности : ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие; музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии; чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Формирование основ музыкальной культуры начинаются в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье.
Важной задачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации для родителей, знакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителями дети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях.
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей:
Умственное: дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт;
Нравственное - волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе; целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности;
Эстетические: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно её чувствовать, познавать прекрасное;
Певческие навыки: чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций;
Физическое: в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
Таким образом, мы видим, что музыка положительно влияет на общее развитие ребёнка. У детей обогащается эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается любовь к прекрасному через различные эмоции. Также развивается память, язык, мыслительные операции. Поэтому музыкальное развитие детей способствует становлению духовно-развитой, и в целом, гармоничной личности.