Балакирева Татьяна
Значение музейной педагогики в духовном нравственном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Для каждого в отдельности и всех вместе приумножить добро,
хранить традиции.
Знать и ценить историю свою, родную и всего человечества.»
Д. Лихачев.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, которая создает условия погружения личности в социально организованную предметно-пространственную среду. Многие из вас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. - Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра. А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти с родителями в музей? Просто потому,что в ближайших окрестностях его нет. Думаете, такая проблема существует только в нашем регионе? К сожалению, такая проблема существует даже в больших городах с ее огромным количеством музеев. Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создать собственные музеи, пусть и маленькие.
Публикация «Значение музейной педагогики в духовном нравственном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини – музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. В нашем детском саду была создана комната национальной культуры. В этой комнате собраны предметы быта, народов населяющих р. Мордовию. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы детей. Любой предмет мини-музея может предсказать тему для интересного разговора.
Что такое мини-музей?
Во-первых, мини напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, экологической комнаты.
Во- вторых он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В- третьих мини – музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Самое главное, что в их создании принимают участие дети родители. Вид именно они приносят многие экспонаты. Любой мини – музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании даже взять домой. И эта особенность,безусловно привлекает детей. Раз у них появляется интерес, обучение становится эффективным. К тому же мини-музей для ребенка- это что-то родное.
Как использовать в работе мини- музей с детьми и родителями.
Необходимо помнить, что мини - музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное состояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ воспитателя.
1. Иногда целее сообразней разбить всю информацию на несколько под тем так называемые мини- беседы.
2. Конечно же дети обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых,возможно, не входит в сегодняшние планы. В этом случае можно использовать тактический ход. «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть внимательно и догадаться, о чем хотели вам рассказать» Воспитатель не отвечает на вопросы детей,не дает наводящих вопросов. В ответ на предложения и вопросы детей сообщает : «Мы поговорим об этом в следующий раз.».Если ребята отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает стать самому активному ребенку экскурсоводом.
3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможен и другой вариант. Воспитатель предлагает детям подойти к интересующему их разделу и рассказать всем детям на следующий день.
Игры для мини музея.
При создании и использовании мини-музея мы не забыли о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в каждом мини музеи в уголке самостоятельной деятельности предоставляется возможность играть. Тема мини-музея подскажет,какими должны быть игры.
В заключении своего выступления хочется сказать, что мини музеи – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речевого творчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы экскурсии по мини музею не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой малыши бы ждали с нетерпением.