Мария Маршалко
Значение логоритмики в системе коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая ритмика является одной из основ логопедии. Появление логоритмики имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. При помощи сочетания музыки, движения, темпа, ритма он развивал музыкальный слух, внимание, память, ритмичность. В дальнейшем система Э. Жака-Далькроза получила развитие в работах его последователей. И многие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции речевых нарушений. Благодаря занятиям музыкальной ритмики дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически. Им было доказано, что ритмика положительно влияет на моторику и развитие речи. Поскольку ведущее место в коррекции занимает «слово», активно начало формироваться особое направление логопедическая ритмика.
Публикация «Значение логоритмики в системе коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
В 50-60-ые годы систему музыкально-ритмического воспитания применительно к дошкольному возрасту разрабатывали Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. В разработке содержания ритмики участвовали М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Рвоскина. Благодаря существенному вкладу Г. А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г. А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для детей с нарушением интеллекта.
Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.
Основная цель логоритмики заключается в преодолении речевых нарушений посредством развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.
К коррекционным задачам относятся : преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы.
В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями.
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.
Задачи обусловлены поэтапной логопедической работой при устранении нарушений речи у дошкольников. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, состояние двигательной сферы, особенности нарушений речевых и неречевых процессов. На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Достигнутые успехи в развитии двигательной сферы помогают организовать речь. Логоритмические занятия играют большую роль для всестороннего развития ребенка. Упражнения, используемые в логопедической ритмике, оказывают большое воздействие на развитие и психических функций, и речи в целом, и общей, мелкой моторики, и эмоционально-волевой сферы, и чувства ритма и темпа, и т. д. Они важны и для детей, нормально развивающихся и, особенно, для детей с речевыми нарушениями.
В логоритмическом воспитании дошкольников можно выделить два основных направления:
1) развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов, а именно: внимания, памяти, координации движений, чувства темпа и ритма в движении.
2) развитие речи и коррекция речевых нарушений.
Основные направления логоритмического воздействия на детей с речевыми нарушениями, необходимо строить с учетом следующих принципов.
Принципы общедидактические:
1. Принцип системности : предопределяет последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Системность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций.
2. Принцип повторяемости: только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий.
3. Принцип наглядности: осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом – непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения – это непосредственная наглядность.
4. Принцип доступности и индивидуализации: предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является учет, возраста, пола, двигательных возможностей ребенка.
Специфические принципы:
1. Принцип развития: предполагает развитие личности человека, сохранных функциональных систем и те изменения, которые возникли в двигательной сфере и речи ребенка. Принцип развития обусловливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.
2. Принцип всестороннего воздействия: обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма.
3. Принцип комплексности: предполагает связь логопедической ритмики и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).
Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции. Основной принцип построения логоритмического занятия - тесная связь движения с музыкой и обязательное включение речевого материала.