Анна Баладурина
Значение легоконструирования в процессе становления речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Значение легоконструирования в процессе становления речи у детей
Актуальность проблемы становления речевой деятельности.
За последние годы стала набирать обороты проблема формирования коммуникативно - речевой деятельности человека. Одним из самых актуальных вопросов в этом является умение вести диалог. Вопрос стоит довольно остро и выходит за рамки только непосредственной лингвистической деятельности, которая в дошкольных учреждениях заключается в занятиях по развитию речи, не беря во внимание речевые минутки и тому подобные моменты. Чтобы во взрослом состоянии человек умел находить общий язык с окружающими его людьми, необходимо большое значение придавать этому уже в детском возрасте. Культуру общения прививать необходимо с малых лет. Формировать навыки общения детей друг с другом и со взрослыми. Как только ребёнок начинает осознавать себя, можно и нужно начинать развивать его коммуникативные навыки, а именно - формировать культуру речи и культуру общения. (2; 4).
Публикация «Значение легоконструирования в процессе становления речи у детей» размещена в разделах
Одной из основных задач в достижении цели умения ребёнка взаимодействовать с окружающими людьми, является развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Одним из современных средств, своеобразным помощником, способным решить проблему развития и активизации речи дошкольников является конструктор "ЛЕГО". Наряду с активизацией речи, во время занятий с конструктором происходит пополнение словарного запаса детей и развитие речетворческой деятельности. Что выливается наряду с постройками в умении сочинять несложные загадки, стихи, песенки, сопровождать свои действия комментариями и объяснениями. Таким образом, конструктор "ЛЕГО" играет роль образовательного инструмента как в дошкольном учреждении, так и в домашней обстановке. Занятия с "ЛЕГО" помогают развивать творческое мышление, речь, которые служат одним из важнейшим средством активной деятельности человека и являются залогом успешного обучения в школе. (2; 4).
Попробуем разобраться почему ситуация с развитием речи так критична. В чём причина отката назад в этом вопросе? Надо заметить, что наряду с проблемой развития речи, встала проблема развития логического мышления и творческого мышления, что и объясняет отсутствие необходимости что - либо объснять, обсуждать, комментировать, а значит говорить. Такая обстановка обуславливается рядом причин и факторов:
1. Ухудшение состояния здоровья детей;
2. Перемещение школьных методов работы с детьми на дошкольную ступень;
3. Уменьшение уровня общения родителей и детей;
4. Снижение уровня речевой культуры общения между людьми;
5. Недостаточное внимание педагога к речевому развитию ребёнка;
6. Отсутствие познавательной активности у детей. (2; 5).
Для решения данных диструктивных факторов современным образованием стали использоваться "ЛЕГО" - технологии. Причём как в образовательных учреждениях, так и в семейном воспитании. Стоит отметить, что конструирование, как метод воспитания и образования далеко не новый метод, но в последние годы именно он набирает обороты, так как позволяет в игровой форме, развивать творческий потенциал детей, учить взаимодействовать друг с другом, работать в команде, а значит воспитывать гармоничную всесторонне развитую самостоятельную личность.
Во время занятий с "ЛЕГО", есть возможность научить ребёнка фантазировать, видеть необычное в самом простом и привычном, пробудить интерес к творчеству и одновременно решать проблемы развития речи в деятельности дошкольников. (2; 5).
Особенности приобщения детей к миру "ЛЕГО"
Значение легоконструирования в жизни ребёнка
Среди разных видов технического конструирования конструкторы "ЛЕГО" вызывают особый интерес и популярность у детей, особенно у детей дошкольного возраста. В чём причина? Дело в том, что "ЛЕГО" - конструкторы полностью отвечают их интересам, поскольку используются исключительно в детской деятельности. Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с детьми любого возраста, начиная с самого раннего и заканчивая подготовительной группой детского сада. Игры с "ЛЕГО" - конструктором долго не надоедают малышу, они ненавязчивы, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению и объединяют в себе игру с экспериментированием (1; 3).
Выбор "ЛЕГО" - технологий не случаен. Этот метод обуславливается широким спектром педагогического содействия развитию ребёнка. Работа с образовательными конструкторами "ЛЕГО" помогает детям в форме познавательной игры узнать многие важные идеи, развивать навыки, необходимые в дальнейшей жизни. Содержание образовательного процесса в ходе занятий с "ЛЕГО" - конструктором включает в себя все области развития : физическое развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, а самое главное, затронутые в этой статье области социально - коммуникативного развития и развития речи. (1; 4).
С помощью "ЛЕГО" - конструктора задачи образовательной деятельности решаются по следующим направлениям:
- развитие мелкой моторики рук, впоследствии стимулирующая общее речевое развитие и умственные способности;
- обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
- получение математических знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии;
- расширение своих представлений об окружающем мире (об архитектуре, транспорте, ландшафте);
- развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;
- обучение воображению, творческому мышлению;
- обвладению умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать эти части в целое;
- обучение общению друг с другом, уважению своего и чужого труда. (1; 4).
Обучение детей дошкольного возраста "ЛЕГО" - конструированию играет большую роль при подготовке детей к школе. Оно способствует формированию способности у детей учиться, добиваться результата, добывать новые знания об окружающем мире, закладывать предпосылки первой учебной деятельности. (1; 4).
Во время занятий по "ЛЕГО" - конструированию используются различные формы обучения:
- конструирование по образцу (предлагаются образцы построек, выполненные из конструктора и показываются способы их воспроизведения. Реализуется задача перехода детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.);
- конструирование по модели (предлагается модель по которой нужно воспроизвести постройку из имеющихся деталей. при этом черты отдельных элементов скрыты. Реализуется задача активизации мышления.);
- конструирование по условиям (предлагаются условия возведения постройки, но не даются образец, рисунок и способы ее воспроизведения. Реализуется задача формирования аналитического мышления и построения на основе анализа практической деятельности сложной структуры.);
- конструирование по простейшим чертежам (предлагаются чертежи, на основе которых нужно воспроизвести постройку. Реализуется задача формирования мышления и познавательной способности.);
- конструирование по замыслу (разрешается/предлагается задумать самостоятельно постройку и воспроизвести её. Реализуется задача реализации самостоятельной творческой деятельности. Даётся возможность применить знания и умения полученные ранее на практике.);
- конструирование по теме (предлагается тематика построек и дети сами реализуют замыслы, согласно заданной теме. Реализуется задача закрепления знаний и умении усвоенных ранее.) (1; 5).
Эффективность "ЛЕГО" - технологий укрепляется, когда родители дети являются партнёрами. Когда родителя изъявляют желание участвовать в конструировании вместе с ребёнком, дать возможность детям сотрудничать и взаимодействовать с родителями, быть равноправным членом семьи и коллектива. (1; 5).
В такие моменты конструктор является универсальным материалом и доставляет удовольствие одинаково как взрослым, так и детям. Совместная деятельность имеет большой развивающий потенциал, это даёт возможность взрослым понять интересы ребёнка, раскрыть его таланты, установить взаимопонимание, почувствовать свою значимость в общем деле. (1; 6).
Таким образом в развитии речетворческой деятельности детей конструкторы "ЛЕГО" играют немалую роль. Являются эффективным образовательным инструментом, способным развить познавательный интерес, творческую активность. мышление, воображение, инженерное мышление. Развить коммуникативные навыки таки как работа в команде, умение общаться и взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Воспитывать волевые качества, учить доводить дело до конца, не останавливаться перед трудностями, находить конструктивные решения.
Список литературы:
1. Приобщаем дошкольников к волшебному миру Лего : учеб. - метод. пособие / под науч. ред. Е. С. Бабуновой. - Магнитогорск: Изд. - во Магнитогрск. гос. техн. ун. - та им. Г. И. Носова, 2015. - 255 с.
2. Развитие речетворческой деятельности дошкольников посредством ЛЕГО - конструирования : метод. пособие / под ред. : Н. И. Левшиной, Ю. А. Прокопенко, Т. Г. Резвиновой. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 52 с.