Инна Тарасова
Значение игр с мячом для детей младшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игр с мячом для детей младшей группы детского сада
Мяч – динамичная, удобная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребёнком, составляя огромную радость детства.
Публикация «Значение игр с мячом для детей младшей группы детского сада» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Игры с мячом для детей
- Мяч, мячик
- Темочки
Игры и игровые упражнения с мячом — это разновидность активности детей. В процессе действий с мячом у детей
, анализировать свои достижения, у них формируется «чувство мяча», которое включает в себя развитие глазомера, крупных мышц и мелкой моторики. И, конечно же, ребёнок становится более ловким, развивается умение ориентироваться в пространстве, координация движений.
Дети учатся управлять своим телом, сильным.
Игры с мячом — незаменимое средство и в подготовке к школе. Разнообразные манипуляции с мячом требуют контроля действий кисти руки, а её двигательная активность напрямую связана с развитием интеллекта. Владение мячом стимулирует формирование произвольности и самостоятельности — таких качеств личности, которые необходимы для саморегуляции любого вида деятельности.
В наше время можно встретить самые разнообразные мячи - это фитбол, массажный мяч, пластмассовый шар, резиновые мячи разных размеров и т. п. Разные по размерам, материалам мячи позволяют ребё нку знакомиться с множеством вариантов движений: играть одному и в паре, тройке, выполнять броски, катать, отбивать, вести мяч.
Видовое разнообразие позволяет использовать мяч для поддержания активности. У детей малоактивных интерес вызывают мячи больших размеров, которые стимулируют желание катать, ловить, бросать, выполнять действия, способствующие увеличению амплитуды движения.
Из своей практики я заметила, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим три качества. Лучший мяч для них – это мяч яркий, лёгкий, прыгучий.
Для гиперактивных детей больше подойдут набивные мячи, они требуют меткости и сосредоточения при выполнении движения.
Мягкие сенсорные мячи приятны детям, подходят для любой игры и эффективны для работы с агрессией — в первую очередь тем, что безопасны при выполнении бросков, киданий, метаний и других упражнений для снятия напряжения. С ними играют даже застенчивые ребята.
Подбирать мяч для малыша необходимо в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями. Чем младше ребёнок, тем меньше у него умений в бросании, ловле. А эти движения — основные во владении мячом. Поэтому, чтобы дети смогли выполнить соответствующие действия, необходимо подобрать удобный мяч. Внимание должно быть обращено на вес, объём и качество материала, из которого сделан мяч. Дети младшего дошкольного возраста очень любят играть с воздушным шариком, сенсорным (поролоновым) мячом, интересны им и маленькие массажные мячи, пластмассовые шарики.
Эти мячи могут быть использованы в играх и игровых упражнениях, развивающих координацию, силу, глазомер, формирующих произвольность и умение сосредотачиваться при выполнении заданий, помогающих осваивать различные варианты выполнения движений.
Например, с малышами можно поиграть в игру
«Поиграй со мною в мяч»
Для игры нужен: большой мяч.
Взрослый садится перед ребёнком на четвереньки и предлагает ему сесть так же. Катит мяч к ребёнку, приговаривая:
Ты поймал весёлый мяч,
Ну, верни его, не прячь.
Ребёнок катит мяч обратно. Упражнение повторяется несколько раз.
«Оттолкни и поймай»
Взрослый встаёт с ребёнком в пару. Игроки садятся на полу напротив друг друга. Сидящий отталкивает мяч партнёру, тот ловит и отталкивает его обратно.
«Мяч по дорожке»
Взрослый обращает внимание ребёнка на дорожку (Цветная ткань шириной 35—40 см, длиной 0,5—1 м, предлагает ему катить шар по дорожке. Затем катит шар вместе с ребёнком.
«Докати мяч до стены»
Взрослый приносит скамеечку и прячет под ней мяч. Затем предлагает ребёнку сесть на скамейку, наклониться к мячу и толкнуть его так, чтобы он докатился до стены.
Игры с мячами я включаю в разные формы работы и режимные моменты. Так например на прогулке в зимнее время использую игру «снежки», в утренней гимнастике - «весёлый мяч», к комплексе упражнений при проведении нод по физвоспитанию-«мяч за голову», «салют», «перебрось мяч».Во второй половине дня, при проведении подвижных игр, таких как: «лови и бросай-упасть не давай!», «Брось и догони», «если все мы встанем в круг-мяч тебе я брошу друг». Для совместной деятельности воспитателя с детьми по развитию речи подойдёт игра «кто как разговаривает», так же с применением мяча.
Используя мяч в разнообразных играх, я обратила внимание на то, что он может быть прекрасным средством для развития мелкой моторики рук. Лучше всего приобрести несколько мячей разного диаметра из резины, ткани, шерсти, шарик для тенниса. Выбрать мяч для ребёнка надо так, чтобы он не был слишком тяжёлым, отдавать предпочтение радужным раскраскам и, конечно безопасным. Повторение упражнений с мячом имеет большое значение для детей. Из своих наблюдений я заметила, что благодаря многократным повторениям, образуются более прочные двигательные навыки, ребёнок начинает выполнять движения свободнее, без лишнего напряжения, у него появляется своеобразное чувство мяча. Большое разнообразие движений и их вариантов в действии с мячом, вызывает у детей интерес к мячу, как предмету спорта, что особенно важно для формирования в будущем положительных наклонностей к физической культуре.
Из бесед с родителями я выяснила, что играм с мячом дома уделяется мало внимания. В основном родители дома с детьми играют только в футбол. Поэтому для родителей я подготовила консультацию «Безопасные игры с мячами дома», где предложила игры с мячами из поролона, шерсти, пенопласта, лёгкой пластмассы и т. д.
Для полноценного формирования устной речи ребёнка важно развитие мелкой моторики рук. Здесь также немалое место занимают мячи или шарики. Маленькие мячики я в своей работе с детьми использую для самомассажа, предлагаю детям такие упражнения как: сжимание мячика, обхват пальцами, прокатывание, прокатывание между пальцами, разминание между ладонями. Во время игр с мячами движения с мячом я сопровождаю стихотворным текстом, который помогает сделать игру более понятной, а главное задаёт ритм, выполняемым упражнениям.
Как можно заметить, огромную потребность в движениях дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Игра для них, прежде всего-это движение, действие. Таким образом, можно прийти к выводу, что подвижные игры с мячами являются неотъемлемой частью развития физических, умственных качеств, мелкой моторики и способствуют развитию речи.
Используемая литература:
Т. Овчинникова «Игры, занятия и упражнения с мячами».
С. Мещерякова «Физическое развитие. Игры и занятия с детьми раннего возраста 1 – 3 года».
М. А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду».
Кузнецов В. С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод. Пособие/В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. М. : НЦ ЭНАС, 2006.