Татьяна Грудкина
Значение и особенности использования физических упражнений в раннем возрасте (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Первые три года жизни являются временем наиболее быстрого
развития не только организма ребенка, но и его нервно-психической
деятельности. Каждый месяц жизни ребенка – это значительный этап
формировании его физических и психических возможностей. Н. М.
Щеловановым и Н. Л. Фигуриным, а также рядом других авторов было
Публикация «Значение и особенности использования физических упражнений в раннем возрасте (из опыта работы)» размещена в разделах
описано следующее явление. Если ребенок поставлен в условия хронической
гиподинамии, то у него развиваются своего рода компенсаторные
двигательные акты: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание
своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и т. п. Эти
компенсаторные движения отличаются стереотипией и быстро становятся
автоматическими. Потребность в движениях в какой-то мере удовлетворяется
такими двигательными автоматизмами. Но, как совершенно справедливо
указывает М. Ю. Кистяковская, эти движения очень затрудняют развитие у
ребенка нужных ему «прогрессивных» двигательных актов. «Запущенный» в
педагогическом отношении ребенок при попытке научить его действиям с
тем или другим предметом или вызвать у него какой-то двигательный акт
(ходьбу, лазанье) будет оставаться пассивным, продолжая раскачиваться или
сосать палец. Стереотипы компенсаторных движений можно разрушить
только систематическими и очень упорными занятиями по развитию у него
самых разнообразных движений. Эти факты приоткрывают еще одну сторону
двигательной деятельности: она является фактором, необходимым для
поддержания гомеостазиса внутренней среды организма. Это очень важно
учитывать в своей работе нам – воспитателям дома ребенка.
Контингент домов ребенка – это сложная и разнообразная группа
детей, в которую попадают дети и с нормальным развитием, и с тяжелыми
вариантами различной патологии. Это и недоношенные дети, и дети с
неблагополучным течением внутриутробного периода, и дети с родовыми
травмами, с заболеваниями в период новорожденности, алкоголизмом,
наркоманией, венерическими заболеваниями родителей, т. е. дети, имеющие
отставания в психофизическом развитии. Специфичны и условия пребывания
детей в стенах этого учреждения: отсутствие близких людей, ограниченность
впечатлений и информации, минимальное речевое общение, сложные формы
поведения некоторых детей, постоянное пребывание в коллективе.
Физиологи, занимаясь изучением развития мозга и его функций,
объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не
только руки и ноги, но и мозг. Ученые рекомендуют всем взрослым – и
педагогам, и родителям – использовать движения как важнейшее средство
умственного развития детей.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности ребенка, то все
упражнения должны проводиться в игровой форме:
• Одним из важных условий успешности обучения является
заинтересованность детей, поэтому все игры должны проводиться
эмоционально, живо, непринужденно;
• Для детей характерно образное восприятие окружающего мира,
поэтому в играх желательно прибегать к сравнениям, например,
«Попрыгаем, как зайчики», «Побежим тихо-тихо, как мышки, чтобы
кот не проснулся»;
• Все двигательные задания должны быть связаны с конкретной
задачей: «Бросим мяч в корзину», «Достанем шарик рукой»;
• Ребенок раннего возраста обращение взрослого ко всем детям не
относит к себе лично, надо постепенно развивать это умение. Делается
это в определенной последовательности: сначала взрослый обращается
ко всем детям, затем выделяет персонально каждого ребенка, потом
опять обращается ко всем детям. Например, «Все дети принесут мячик.
Наташа принесет мячик. Костя принесет мячик. И Оля принесет мячик.
Какие хорошие дети! Все детки принесут мячики!»;
• Каждому малышу должно быть достаточно места для движений,
достаточно игрушек, никто не должен ждать своей очереди для
выполнения упражнений;
• Одежда не должна сковывать движений;
• Важно следить за физической нагрузкой, избегать перевозбуждения.
У нас в Доме ребенка это особенно важно! Если ребенок плохо себя
чувствует, возбужден или ослаблен – в этот день занятие с этим
ребенком не проводится;
• Не следует делать слишком много замечаний ребенку, поправлять
его, показывать свое недовольство и нетерпение. Детей необходимо
чаще хвалить, чем порицать, вовремя отмечать даже самые маленькие
их успехи;
• Важно знать не только возрастные, но и индивидуальные
особенности детей и учитывать их при проведении игр. Детям большой
подвижности почаще предлагать упражнения, требующие точности. У
детей малой подвижности – воспитывать потребность в подвижных
видах деятельности.