Ирина Поликанова
Значение фонопедической системы в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Публикация «Значение фонопедической системы в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фонопедический метод и упражнения для развития голоса
- Темочки
Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие речевой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; понимание на слух различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие речевых умений и навыков помогает детям улучшить память, научиться сосредотачиваться, рассуждать и делать выводы. Именно эти умения и навыки облегчают усвоение новых слов, прививают умение грамотно писать и абстрактно мыслить. Высокий уровень речевого развития позволяет ребенку рассказывать о событиях прошлого, настоящего и будущего, обобщать собственный опыт о людях, происшествиях и предметах. Также ребенок с хорошо развитыми речевыми навыками способен задавать вопросы, чтобы получать новую информацию об окружающем мире.
В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей : общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства : изобразительное, музыка, театр, художественная литература.
Музыкальные занятия предоставляют хорошую возможность для развития артикуляционного аппарата ребенка и подготовки к правильному звукоизвлечению. В решении этих задач успешно закрепился фонопедический метод развития голоса по системе В. В. Емельянова.
Рассматриваемая система называется фонопедической, поскольку родилась в условиях логопедической практики, связанной с обучением управлением голосом, воспитанием навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарта гортани при минимальной нагрузке. Значение термина «фонопедия» В. В. Емельянов определяет как «комплекс педагогических воздействий, направленных на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекцию дыхания, а так же коррекцию самой личности обучающегося». В основе системы лежит координационно-тренировочный метод, основанный на технологическом, отстраненном от музыкально-исполнительских задач, подходе. Он основан на объективно существующих факторах голосообразования: биологической целесообразности, энергетической экономичности, акустической эффективности, обеспечиваемые саморегуляцией, самонастройкой, самообучением человека на базе его мозговой активности.
Фонопедический метод развития голоса - многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством.
Для детей дошкольного возраста применимы три начальных цика. Первый – артикуляционная гимнастика.
1. Слегка покусать зубами кончик языка.
2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
6. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. ( Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
8. Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
Второй – интонационно – фонетические упражнения.
№ 1.«Котик» (штро-бас)
Котик запрыгнул ко мне на колени,
Громко урчит, развалился в лени.
Я осторожно чешу за ушком,
Ласково глажу урчащее брюшко.
№ 2. «Страшная сказка»
Абстрактный вариант: Конкретный вариант:
У
УО
УОА
УОАЭ
УОАЭЫ СЛУШАЙ…
СЛУШАЙ ШОРОХ…
СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…
СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…
СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.
Ы
ЫЭ
ЫЭА
ЫЭАО
ЫЭАОУ ВЫШЕ…
ВЫШЕ ВЕТЕР…
ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК…
ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ…
ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.
Третий - упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК).
№ 1. «Буквоежка»
[A]Ш [A]Ш [A]Ш [A] Ш и так далее в последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж.
№ 2.
1) Греть руки дыханием.
2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h.
3) [A]h [A]h [A]h [A]h
4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A
5) «Волна» : х х х А х х х А х х х А х х х
6) «От шёпота до крика» : 1-10 (P mf f ff)
7) «Крик»
Раз, два, …. ДЕСЯТЬ!
Шёпот… крикнуть
8) «Крик — вой»
у!
[А]А!
Фонопедический метод В. В. Емельянова – это своеобразный ускоренный тренаж развития голоса каждого ребенка, в процессе которого выполняются забавные упражнения, направленные на развитие здорового, сильного выразительного голоса.