Елена Боровских
Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников
«Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, сознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»
В. А. Сухомлинский
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей
Публикация «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Для дошкольников труд привлекателен своими внешними проявлениями: материалами, орудиями труда, близкими игре действиями, результатом.
Задачи трудового воспитания
• Формирование и овладение трудовыми навыками и умениями
• Воспитание положительного отношения к труду, заложение основ трудолюбия
• Воспитание нравственно-волевых качеств личности (целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности, предприимчивости)
• Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь
• Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.
Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Игры, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей.
Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.
Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых являются:
• сюжетно – ролевая игра.
• театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.
В чем же состоит значимость дидактических игр?
Дидактическая игра – игра обучающая.
Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.
Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.
Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.
Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: "Магазин", "Радио", "Что кому нужно для работы"
Значение дидактических игр в трудовом воспитании
Обучают – способствуют усвоению расширению, закреплению у детей знаний о труде, профессиях, предметах труда, материалах и инструментах, необходимых людям разной профессии.
Развивают – высшие психологические процессы – волю, чувства, сознание, память, внимание, мышление, ответственность.
Воспитывают – уважительное отношение к труду, профессиям родителей, ценностное отношение к собственному труду.
Структура дидактической игры:
Содержание
Обучающая задача
Игровые действия
Правила
Виды дидактических игр
По использованию наглядного материала
Игры с предметами – «Что нужно для работы», «Чего не стало», «Что лишнее»
Настольно-печатные - «Профессии», «Лото», «Магазин»
Словесные – «Кто кем работает», «Назови действия»
Компьютерные игры
Виды дидактических игр
По направленности (дидактической задаче)
Дидактические игры, направленные на закрепление представлений о содержании трудовых действий в различных видах труда:
• последовательности трудовых действий
• трудовом оборудовании
• бытовой технике
• свойствах и признаках предметов,
• проявление отношения к трудовому процессу
Виды дидактических игр
По направленности (дидактической задаче)
• направленные на закрепление представлений о труде взрослых, различных профессиях
• о содержании деятельности человека, трудовых действиях
• орудиях и инструментах для труда
• спецодежде
• об общественной значимости труда
• об отношении к труду
Примеры дидактических игр
По направленности (дидактической задаче)
«Назови профессию» «Угадай профессию»
«Кто где работает?», «Кому, что нужно для работы»
«Кто это знает и умеет?», «Кто это делает?»
«Кто что делает», «Исправь ошибку»
«Продолжи предложение», «Едем на работу», «Кукла Катя заболела»
«Выбираем работу», «Кому без них не обойтись»
«Угадай кто это», «Названия профессии от А до Я»
«Да -Нетка», «Кто больше придумает»
«Кто больше расскажет о профессии»
«Самый главный»
«Подскажи словечко»
«Отгадываем загадки»
Требования к подбору дидактических игр
При отборе дидактической игры воспитатель должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны отражать:
• возрастные особенности
• реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольникам
• обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и небольшой группе детей
• позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания
• материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам
Вывод
Использование дидактических игр в общей системе трудового воспитания дошкольников способствуют реализации поставленных задач:
Формирование и овладение трудовыми навыками и умениями
Воспитание положительного отношения к труду, заложение основ трудолюбия
Воспитание нравственно-волевых качеств личности (целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности, предприимчивости)
Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь
Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия