Любовь Надежкина
Значение авторитета бабушки в воспитании духовно-нравственных начал ребенка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Значение авторитета бабушки в воспитании духовно- нравственных начал ребенка в семье.
«Бабушка» и «детство» -слова, которые хочется поставить рядом. С именем бабушки ребенок связывает все доброе, незабываемое на долгие годы- уют в доме и вечернюю сказку, веселую потешку и колыбельную песню, ласковое прикосновение руки, слово, исцеляющее ребячьи огорчения.
Публикация «Значение авторитета бабушки в воспитании духовно-нравственных начал ребенка в семье» размещена в разделах
Бабушка- воспитатель своих детей в прошлом и воспитатель внуков в настоящем. Какова ее роль в семье как строятся отношения между бабушкой и внуками7 Авторитетна ли она для детей своих детей?Опыт внутрисемейных отношений, приобретенный ребенком в дошкольные годы, не может не сказаться в дальнейшем: каким сыном или дочерью он станет, каким вырастет человеком, как будет обращаться с окружающими людьми.
Окунуться в мир своей семьи, где из поколения в поколение передаются забота и любовь, духовные силы, нравственные устои и традиции рода, значит, признать неоценимую роль бабушки.
Бабушка и дедушка после мамы и папы- самые родные для ребенка люди. Но отношение старшего поколения к внукам имеет другую эмоциональную основу. Они в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоценность детства и каждого радостно и содержательно прожитого дня. Они умеют развеять страхи, возникающие у их взрослых детей от недостатка опыта, создать спокойное настроение, предупредить спешку и нервозность, проявить терпение, что благотворно влияет на нервную систему ребенка.
Бабушки и дедушки- не только хранители семейного очага, но источник исторических знаний. Их рассказы, подкрепленные семейными реликвиями, не только приближают ребенка к истории своей семьи. Через эту призму «высвечивается» история всей страны. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее будущее. Формируются новые представления о преемственности поколений.
При хороших отношениях в семье между бабушками и внуками существует эмоциональная связь и психологическая совместимость, которые проявляются в полном понимании друг друга и взаимных интересах: совместные прогулки, сказки, песни, загадки, пословицы, игры, чтение, ручной труд. У бабушки чаще, чем у их родителей, находится время и, главное, желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радости и беды.
Отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств формирования культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
Задача педагога- показать своим воспитанникам, что их бабушки- не просто «бабушки», жизнь которых ограничена домашними заботами, что кстати, не всегда замечает и ценит ребенок. Используя различные методы- разговоры и беседы с детьми, чтение художественной литературы и т. д. – педагог поднимает авторитет бабушки в глазах ребенка, помогает увидеть ее образ в ином, социально значимом аспекте : бабушка- мать мамы (папы) самая старшая в доме, с ней советуются, с ее мнением считаются. Бабушка- труженица :сколько у нее обязанностей по дому, и это облегчает жизнь всех членов семьи. Бабушка- человек, уважаемый окружающими людьми.
В беседе с детьми мы старались узнать, какой бы они хотели видеть свою бабушку. В результате появился идеальный образ: добрая, умная, ласковая, нежная, веселая, милая, трудолюбивая, сильная, богатая бабушка. Она никогда не ругает, любит смотреть телевизор, читать, заниматься с котом, вязать, гулять, ходить в гости, красиво одеваться. А еще она любит внуков и с удовольствием ходит с ними в цирк, кино, театр, играет в карты, покупает игрушки, читает книги, готовит разные вкусности.
В нашей группе стало традицией проводить праздник День пожилых людей. Мы готовим стихи, песни, у нас обязательно бывает премьера сказки, обязательно чаепитие. На праздник приходят не только бабушки, но и прабабушки и даже дедушки, иногда даже специально приезжают из деревни. Надо видеть, с какой нежностью, большой любовью дети провожают их в зал и как приглашают на чаепитие, заботливо усаживают за стол, угощают. Организация праздников необычна еще и потому, что во время чаепития создается другая очень трогательная обстановка, когда дети сидят рядышком с бабушкой или прабабушкой, с дедушкой, стараются угостить сначала их самым вкусным. Вот тут и проявляется забота, любовь и гордость за своих близких.
Многие бабушки способны понимать своих внуков лучше, чем их родители. Духовная забота требует больших усилий, вместе с тем она рождает в сердце ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать приятное для близкого человека, с уважением относиться к другим людям.