людмила васькова
«Зимы волшебные мгновения…» Конспект образовательной деятельности по ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие творческой инициативы и самостоятельности детей, умения на практике применять имеющиеся знания и умения.
Задачи:
Образовательные :
• Закрепить знания детей о зимних явлениях в природе.
• Формировать интерес к окружающему.
• Совершенствовать навык составления описательного рассказа по картине
• Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание
Публикация «„Зимы волшебные мгновения…“ Конспект образовательной деятельности по ТРИЗ с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• Учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов.
• Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображённым на картине.
• Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления; расширять словарный запас детей.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
• Развивать воображение, память, речь и речевую выразительность
• Совершенствование коммуникативных навыков, установление межличностного доверия, развитие эмпатии и интереса к партнерам по общению.
• Продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы
Развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности в принятии решений
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к родной природе.
• Воспитывать устойчивый интерес к занятию, стремление к активной деятельности
• формировать навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
• Воспитывать умение выслушивать до конца ответы сверстников, не выкрикивать
В: - Ребята, предлагаю угадать тему нашего сегодняшнего разговора. Педагог выставляет мнемотаблицу «Зима», а дети отгадывают зашифрованное слово.
В: - А как вы догадались, что здесь зашифровано именно это время года? Дети по таблице объясняют
1- снежинка; 2 - голое дерево; 3 - заяц заменил «шубку»; 4 - тёплая одежда; 5 - снеговик; 6 - буква З – первый звук в слове «зима».
Игра «Да-нетка»
Воспитатель предлагает задавать детям ему вопросы по поводу спрятанного в сундуке предмета (снежинки). /ТРИЗ/
Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И, надолго к вам пришла. (Зима)
В: - Самое главное зимой это что?
Дети: - Снег.
Словесная игра «Хорошо – плохо» /ТРИЗ/
В: - Ребята, а снег это хорошо или плохо, и почему? Давайте с вами постараемся разобраться : зима – это все-таки хорошо или зима – это плохо!
Хорошее: Плохое:
Зимой дети катаются на санках, коньках, играют в снежки, лепят снежную бабу, строят крепости. Можем увидеть, как переливается снег. Можем рассмотреть, какие красивые снежинки. А еще зимой мы празднуем праздник новый год. Надо надевать много одежды. На улице бывают сильные морозы, рано темнеет, воет вьюга. Не безопасно: модно потеряться и замёрзнуть
В: - Итак, вывод: зима – это …. Хорошо. Да зимой можно получить массу удовольствий от развлечений, игр со снегом. Давайте поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
(координация речи с движением, развитие воображения)
Раз, два, три, четыре Загибают пальчики, начиная с большого пальца.
Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий очень Показывают круг, сжимают ладони вместе,
Гладкий Гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.
Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.
Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок.
Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.
И.. .. . сломаем! Топчат воображаемый снежок ногами.
В: - Какой мы с вами снежок слепили. Давайте представим, что мы этот снежок взяли в ручки. Какой этот снежок на ощупь?
Дети: - Мягкий, гладкий, холодный, липкий, белый, хрустящий, твердый, пушистый
В: - Ребята, а вы обращали внимание на то, когда снежинки попадают на руку, что с ними происходит?
Дети: - Она растает и превратится в капельку воды.
В: - А как вы думаете, почему снежинка тает?
Дети: - Потому, что руки тёплые и снежинка тает, она состоит из воды.
В: - А почему снежинки не тают на одежде, деревьях, земле? Дети рассуждают.
В: - Зимой воду мы можем встретить только в виде снега? Дети отвечают.
В: - Мы с вами сегодня утром договорились провести эксперимент. Пришло время проверить. Педагог достаёт ёмкости с заранее приготовленными снегом и льдом. Вместе с детьми смотрят и делают выводы по реакции снега и льда в тепле.
В: - Итак, ребята, следует подвести выводы. Рассуждения детей, которые педагог озвучивает.
Словесная игра «Третий лишний»
В: - Сейчас послушайте слова, одно из которых будет лишнее. Вам необходимо назвать его, объяснив свой выбор.
1. Январь, февраль, зима.
2. Снежки, санки, коньки.
3. Метель, лыжи, мороз.
4. Снежок, снеговик, снегирь.
Составление описательного рассказа
В: - А сейчас мы с вами будем выкладывать общую зимнюю картину из готовых элементов. Главная задача – составить красивый рассказ о таком прекрасном времени года, как Зима. Давайте я начну, а вы продолжите…. «Под голубыми небесами… великолепным ковром расстилается зимний пушистый, серебристый снег…» Выкладывает на панно первый элемент. – Кто следующий готов? Выбирайте элемент и располагая на картине, рассказывайте о нём. Дети по очереди «заполняют» картину, сопровождая свои действия рассказом.
Составляя рассказ по картинно-графическому плану, ребенок подходит к столу, рассказывает и прикрепляет фигурку к голубому полотну. Если ребенок затрудняется или забыл, то другие дети ему помогают).
- Небо (Какое? серое, голубое, облачное, пасмурное, снежное, низкое, темное, хмурое)
- Солнце (светит. Но не греет, оно прохладное).
- Облака (какие? белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).
- Ветер (сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).
- Птицы (уже улетели в теплые края, остались зимовать зимующие птицы: снегирь, щегол, клест, синица, сорока, ворона, воробей, голубь, дятел, поползень).
- День становится чуть длиннее, а ночь – короче. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.
- Животные (медведь, еж – спят в укромных, теплых норках и берлоге. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь. Заяц бегает в белой шубке. Он меняет шкурку для того, чтобы его не было видно на белом снегу. По лесу ходит голодный волк и лиса. Они очень злые. Белочка сидит на ветке и грызет орешки и сухие ягоды и грибы).
- Люди надели тёплую одежду (теплые шапки, сапоги, варежки, шарфы, шубки,
- День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).
- Дети катаются на лыжах, санках, коньках.
- Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).
- Сугробы (снежные, глубокие, высокие).
В: - Молодцы. Знать хочу я, чем ещё ребята занимаются зимой?
Попробуйте отгадать мою загадку:
Что за нелепый человек пробрался в XXI век?
Морковный нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
- Правильно! Выставляет снеговика - А давайте мы с вами построим снеговика.
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Давай, дружок,
смелей, дружок! Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя.
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком Рисуют в воздухе круг
И станет ком снеговиком Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх
Его улыбка так светла! Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку
Два глаза, шляпа, нос, метла. Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу
Но солнце припечёт слегка – Дети поднимают руки вверх
Увы! И нет снеговика!
Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками
В: - Молодцы! Получился у нас снеговик не простой, любопытный, озорной. Ну, как вам понравилось? Ребята, вы сейчас рассуждали, как исследователи, а сейчас я хочу предложить вам одно интересное творческое задание. Зимушка-зима всегда очаровывает своей красотой и каждого человека превращает в волшебника. А поэты, художники и композиторы чувствуют зиму и её настроение, и своё восхищение о зиме передают нам: поэты – в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках. Послушайте музыку известного композитора П. И. Чайковского, называется она «Декабрь». Закроете глаза и, пока звучит музыка, представьте себе, что оказались в зимнем лесу. Открываем глаза. Посмотрите, мы оказались с вами в картинной галерее известных художников. Полюбуйтесь этими картинами. Педагог подводит детей к вывешенным картинам с изображением зимних пейзажей.
Продуктивная деятельность
Представьте себе, что вы не дети, а художники. Художники по-разному рисуют: кто-то карандашами, кто-то предпочитает краски, а кто-то выкладывает нитками… Можно использовать разный материал, на что позволит фантазия и творчество.
Самостоятельная работа детей. (Оказание помощи в процессе рисование, похвала, индивидуальный подход к каждому ребёнку, предложение идей для рисования)
Анализ работ:
- Ребята, посмотрите какой зимний лес у каждого из вас! Что интересного или необычного вы заметили в рисунках друг друга? Давайте попробуем определить настроение каждой картины! Какое настроение осталось у вас после занятия? Вот с таким настроением мы и продолжим наш с вами ден
Что можно сказать про лес? Что с ним произошло? Что такое бахрома? Почему она неподвижная и немая? В какое время года такое может быть? А какая она – зима? Где живёт? Какой характер у зимы? А вы любите зиму? Какое у вас бывает настроение зимой? Всегда ли оно одинаковое? Нравится ли оно вам