Альбина Джалаева
Конспект НОД «Зимняя музыкальная прогулка в лес» с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 8 «Крепыш»
НОД
«Зимняя музыкальная прогулка в лес»
с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовила: Музыкальный руководитель
Джалаева Альбина Серажутиновна
Цель: Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов деятельности, организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.
Ход НОД
План:
1. Приветствие: распевка. 2 мин.
Публикация «Конспект НОД „Зимняя музыкальная прогулка в лес“ с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
2. Музыкально-ритмические движения. 2 мин
3. Видеоклип "Зима" с обсуждением-игрой "Волшебная снежинка".-4 мин.
4. Здоровьесберегающий блок: Зимний массаж-1мин.
5. Сказка – шумелка «Зима в лесу» 3 мин.
6. Развитие чувства ритма: ритмический узор-2мин.
7. Творчество: стихи, танец, песня-хоровод -4 мин.
8. Слушание музыки : ознакомление с произведением, посиделки у камелька -5 мин.
9. Пальчиковая гимнастика 1 мин.
10. Самостоятельная деятельность: рисование с прослушиванием -6 мин.
11. Итог занятия: обсуждение, Психогимнастика "Лучик"-2 мин.
Звучит музыка П. Чайковского Декабрь "Святки". Дети входят в зал, встают в круг
Музыкальный руководитель :
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро – солнцу и птицам.
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым …
Пусть доброе утро длится до вечера.
Муз. рук: Я очень рада видеть вас ребята снова в нашем музыкальном зале.
Песенка - распевка «Здравствуй» говори» С. Коротаевой
1. Зашагали ножки Ритмично шагать в любом
Прямо по дорожке. направлении
А в конце дорожки
Встали наши ножки. Остановиться
Всем кто рядом,
«Здравствуй» говори! Здороваться со всеми, кто
«Здравствуй, здравствуй» оказался рядом
Снова повтори!
2. Побежали ножки Легко бежать в любом
По другой дорожке. направлении
А в конце дорожке
Встали наши ножки. Остановиться
Всем кто рядом,
«Здравствуй» говори! Здороваться со всеми кто
«Здравствуй, здравствуй! оказалсярядом
Снова повтори!
3. Поскакали ножки Прыгать или двигаться прямым
По другой дорожке галопом
А в конце дорожки
Встали наши ножки. Остановиться
Всем, кто рядом
«Здравствуй» говори! Здороваться со всеми кто
«Здравствуй, здравствуй» оказалсярядом
Снова повтори!
Муз. рук: Отгадайте-ка, ребятки,
Про кого моя загадка.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасила все витрины.
Дети: (Ответ детей).
Муз. рук: А зимой бывают чудеса? (Ответ детей).
Открою вам один секрет, я верю в сказку, а вы? (Ответ детей).
Тогда предлагаю отправиться со мной в путешествие по зимнему волшебному лесу. В пути нас будут поджидать необычные приключения.
Вы согласны отправиться? Тогда в путь! Возьмитесь за руки и сделайте правильный круг.
Выполнение музыкально-ритмических упражнений.
В лес отправимся гулять, будем весело шагать (Маршируем)
По тропиночке пойдём друг за дружкою гуськом (Змейкой)
На носочки встали, быстро побежали (Бег)
Ноги выше поднимаем, на сугробы наступаем (С высоким подъемом ног)
И снова по дорожке весело шагаем (Марш)
И на лыжах побежим.
На коньках по льду летим.
И снегурку лепим мы (Массаж лица)
Гостью зиму любим мы (Руки в стороны) (М. Ю. Картушина)
Муз. рук: Мы в волшебный лес попали, раньше тут мы не бывали.
Полон звуков этот лес, очень много здесь чудес.
Как в лесу тихо, он, наверное, и вправду волшебный.
Слышите, ветерок по верхушкам пролетел – «ууууууу»
Дятел стучит по дереву «тук-тук-тук» давайте и мы постучим.
Сильно ветер подул, пурга начинается (показ. рукой глиссандо снизу вверх).
Тучка вздохнула «ах-ах» (показ. рукой и голосом низкие и высокие звуки)
Снежинки полетели (разная интонация гласными звуками).
Деревья зашумели, зашептали «ш – ш – ш»
Вдруг всё успокоилось, и наступила тишина.
Давайте присядем на полянке и посмотрим: зимой лес выглядит сказочно. Дети, по просьбе педагога, присаживаются на имитацию- пенек.
А увидеть зимнюю красоту нам поможет волшебная музыка.
Видеоклип «Зима». "Вальс" Г. Свиридова из к/ф к повести А. Пушкина "Метель"
Ребята, давайте попробуем подобрать красивые слова для описания зимнего леса.
Игра "Волшебная снежинка".
Цель данной игры: активизация словаря, формирование навыков активного использования детьми всех частей речи.
Дети, передавая снежинку, придумывают слова о зимнем лесе, опираясь на настроение прослушанной музыки. (Лес сказочный, хрустальный, звенящий, волшебный, серебристый, голубой, пушистый, очаровательный, холодный, белоснежный, морозный, таинственный)
Муз. рук: Ребята, молодцы! Как много вы знаете зимних красивых слов. Дети, а что-то у меня руки от зимней стужи не отогреваются. Давайте погреем их. Сделаем сейчас массаж.
Дети встают в круг
Игровой массаж «На саночках»
(1) Подмели метлищей, стал двор чище
(2) Поскребли лопаткой, стал двор гладкий.
(3) Снег собрали в кучу, сделали кручу,
(4) И на кручу санки покатили сами.
(5) Побежали дети скоро, скоро
(6) Притащили саночки на гору.
(7) Съехали с кручи, въехали в кучу,
(8) А на горку сани потащили сами.
(1) Подмели метлищей, стал двор чище и т. д.
1 - сверху вниз по спинке «метём» ладонью и пальцами
2 - «поскрести» ребром ладони
3 - одним движением по спине снизу вверх «отодвигаем снег»
и на слова «сделали кручу» - 2 хлопка по спинке под музыку
4 – провести рёбрами ладоней по спинке вверх
5 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх
6 - провести рёбрами ладоней по спинке снизу вверх
7 - провести рёбрами ладоней по спинке сверху вниз
8 - пройти указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх
Муз. рук: А теперь давайте покажем сказку, но сказку необычную с помощью шумовых инструментов.
Сказка-шумелка «Зима в лесу»
Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирали еду на зиму
(бегать пальцами по барабану)
А белочки прыгали по веткам, собирая шишки
(кастаньеты)
И вот с неба стали падать снежинки
(удары палочкой по металлофону)
Снег укрыл землю пушистым белым одеялом и на снегу были видны следы маленьких лапок
(удары по треугольнику)
Белочки устраивали себе гнезда на деревьях, мыши попрятались в свои норки и делали себе гнездышки из травы
(шуршать бумагой)
У всех было много еды: белки грызли орешки
(удары деревянными ложками)
Мыши грызли зернышки
(проводить палочкой по рубелю)
В лесу шумел холодный зимний ветер
(дуть в бутылку)
Но белочкам было тепло в гнездах
(цокать языком)
И мышкам было хорошо в своих маленьких норках
(пи-пи-пи-пи-пи.)
Ребенок читает стихотворение А. С. Пушкина
" Под голубыми небесами.
Великолепными коврами;
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес вдали чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит"
Ритмический узор
Муз. рук: А сейчас я предлагаю из снежинок составить ритмический узор и прохлопаем его хлопками. (большая снежинка -ТА, маленькая - ТИ) (используем дидактический материал).
Дети отстукивают ритм хлопками.
Муз. рук. : Музыкальный зимний лес - волшебный, и наши девочки превратились в красивых снежинок.
Девочки танцуют "Вальс снежинок"
Муз. рук: А за что вы любите зиму, чем она вам нравится?
Дети: Играть в снежки, строить крепость, лепить снежную бабу, кататься с горки на санках и лыжах, можно кататься на коньках и т. д.
А давайте станцуем хоровод "Как на тоненький ледок"
Муз. рук: А теперь, ребята, поспешите, ведь скоро откроется "Галерея композиторов" Давайте присядем в санки, (двое мальчиков-вороные кони, в руках держат обруч, украшенный новогодним дождиком и колокольчиком, девочки друг - друга держат за юбочки) и с веселым ветерком прокатимся!
Муз. рук: Посмотрите, в нем есть волшебная музыкальная "Галерея композиторов" Многие композиторы, поэты, живописцы любили зимнее время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски. Здесь нас ждет встреча с музыкой великого композитора, который написал цикл пьес "Времена года". Ребята, а какой композитор написал музыкальный альбом "Времена года"?
Дети: П. И. Чайковский
Слайд портрет композитора
Муз. рук: Правильно! С его творчеством мы уже давно знакомы. Кто из вас вспомнит и назовет пьесы из этого цикла, которые мы с вами слушали?
Дети: "Осенняя песнь", декабрь "Святки".
Муз. рук: В музыкальном альбоме Чайковского "Времена года" - двенадцать небольших пьес - по числу месяцев в году. И сегодня, я предлагаю вам познакомиться, еще с одной пьесой, которая называется "Январь". П. И. Чайковский, этой пьесе, дал ещё одно название - "У камелька".
Слайд А. С. Пушкин
И мирный неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.
Слайд «У камелька»
Звучит музыка П. Чайковского "У камелька" продолжительность 5 минут, на фоне I части произведения звучит рассказ:
М. Р. : "Камелёк" - какое уютное слово, правда? Ласковое-ласковое. Так и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате.
Прости, дружок, я и забыла, что, если ты живёшь, в доме с паровым отоплением, ты можешь и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Сидеть у камелька - это и есть сидеть у такой вот печки или камина.
В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.
Музыка "Января" вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот рояль зазвучал встревожено и таинственно. Всё время повторяется небольшая музыкальная фраза - тихая жалоба и даже тревога слышится в этой музыке.
Что же нарушило тёплый уютный покой? Может быть, просто в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём-то тревожном и таинственном? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку.
Ребенок в процессе звучания музыки произносит :
Вечереет, за окном темно,
Только нам уютно и тепло.
Может, сказка бродит у окна,
В этот вечер заглянула к нам она.
Продолжает звучать 2 часть произведения "У камелька"
Ребенок:
Окончен бал. Зиме пора. Другая гостья у двора.
Но, чтоб согреться нам слегка, мы посидим у камелька.
Детям предлагается расположиться рядом с камельком в свободной позе.
Муз. рук. : Какая это музыка? О чем она вам рассказала?
Муз. рук. : Вы правильно поняли музыку!. Затихает, успокаивается музыка - улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Та, которую мы слышали вначале. Только чуть-чуть изменённая. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.
Мы, как бы увидели язычок пламени, который то спокойно, то ярче мерцает в камине. Вам понравилась картина, нарисованная красками музыки? Не хватает только красивых художественных красок! А теперь прошу Вас слушать внимательно эту музыку, и самому разукрасить волшебный вечер у камелька.
Подходите к столам. Каждый из вас будет рисовать на своём листе-шаблоне.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Один, два, три, четыре, пять Загибают пальчики по одному
Мы во двор пошли гулять «Идут» по столу указательным
и средним пальчиками
Бабу снежную лепили «Лепят» комочек двумя
ладонями
Птичек крошками кормили «Крошат» хлебушек всеми
пальчиками
С горки мы потом каталисьВедут указательным пальцем
правой руки по ладони левой
руки
А еще в снегу валялись Кладут ладошки на стол то
одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли Отряхиваю ладошки
Съели суп и спать легли Движения воображаемой
ложкой; руки под щечку
Звучит музыка А. Вивальди «Зима», дети выполняют работы.
Я думаю, что ваши рисунки очень понравятся нашим гостям.
Муз. рук. : Ну, вот мы и побывали с вами в волшебном музыкальном лесу, полюбовались на его красоту. А теперь нам пора возвращаться. Давайте возьмемся за руки и скажем волшебные слова:
По тропинке мы пойдем,
В детский сад скорей придем.
Муз. рук. : Вот мы и в детском саду. Скажите, понравилась ли вам прогулка по зимнему лесу?
Что нового вы узнали? Чему научились? А что вам запомнилось больше всего?
А какое настроение у вас после зимней музыкальной прогулки?
Дети: Веселое, радостное, солнечное.
Муз. рук. : Давайте поделимся нашим прекрасным настроением со всеми.
Психогимнастика "Лучик"
К солнышку потянулись, Дети выполняют движения руками по Лучик взяли, тексту
К сердцу прижали,
Людям отдали
И улыбнулись!
Муз. рук. :
Ребята, предлагаю вам попрощаться с нашими гостями и сделать это по- музыкальному (Дети поют попевку «До свидания!» С. Коротаева)
Прощаться, как известно,
Не очень интересно.
Но мы кивнем головкой,
Помашем на прощанье
И дружно - дружно
Всем мы скажем «До свиданья!»
Дети прощаются и уходят из зала.
Отзыв на открытое мероприятие
«Зимняя музыкальная прогулка в лес»
На очередном методическом объединении мы просмотрели открытое занятие «Зимняя прогулка в лес» у Джалаевой А. С. Построение занятия полностью соответствовало тематике. Было использованные инновационные технологии.
Здоровьесберегающие: Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействовал на весь организм в целом. Игровой массаж повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
ИКТ: Презентация при знакомстве детей с творчеством композитора. В этом случае яркие портреты и фотографии привлекли внимание детей, разнообразили впечатления.
Технология К. Орфа: Использование музыкальных инструментов, как обязательное условие педагогического успеха. Речь с движением или игры со словами стимулирует развитие речи, развивает пространственное мышление, развивает у детей чувство метра, ритма.
После просмотра занятия были даны рекомендации всем музыкальным руководителям обязательно использовать в певческой работе с детьми здоровьесберегающие технологии.
Музыкальный руководитель Джалаева А. С. МКДОУ № 8
Заведующая МКДОУ № 8 Отарчиева Л. А.