Ермоленко Елена Николаевна
Досуг «Зима. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Физкультминутки
* * *
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. Имитация движений
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. по тексту
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Просто зиму любим мы, люби мы, любим мы.
Координация речи с движением, развитие творческого воображения, работа над общими речевыми навыками
Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)
Публикация «Досуг „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима
- Зимние забавы и игры
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, Изображают бег на коньках.) («Падают».)
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок
А потом снежки катали, ладонями.) (Катят воображаемый комок.)
А потом без сил упали («Падают».)
И домой мы побежали. (Бегут по кругу.)
«Мы слепили снежный ком»
Координация речи с движением.
Мы слепили снежный ком, Имитировать лепку зайчика из снега.
ушки сделали потом.
Вместо глаз – угольки
Нашлись у нас.
Кролик вышел как живой:
И с хвостом, и с головой.
За усы не тяни –
Из соломинки они!
Длинные, блестящие, точно
Настоящие.
___Тема. Зимние забавы. Физкультминутки
«Морозы детям не беда» (Ж. Д/В №11-2007 с. 120)
Морозы детям не беда Идут по кругу взявшись за руки
Не страшны им холода
Ходим в шубах и ушанках Имитируют надевание шуб и ушанок
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем Идут «лыжным» шагом.
И с горы кататься станем. Вот так!
Снег пушистый всё летает Поднимают руки вверх и медленно опускают
А метель всё завывает.
Сколько снегу намело! Показывают сугробы
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребём Имитируют действия
И в снежки играть пойдём. Шагают
Весело в снежки играем Приседают, лепят снежки, бросают.
В цель мы метко попадаем вот так!
Снег сегодня белый, белый Поднимают руки вверх и медленно опускают
От него кругом светло.
Рукавички мы наденем Надевают рукавички
Будет в шубах нам тепло. Шагают
Тема Зима. Зимние развлечения.
Художественная литература___
Стихи
ВЕТХАЯ ИЗБУШКА
Ветхая избушка Бегают смеются,
Вся в снегу стоит, Лепят снежный дом,
Бабушка-старушка Звонко раздаются
Из окна глядит. Голоса кругом.
Внукам-шалунишкам В снежном доме будет
По колено снег. Резвая игра.
Весел ребятишкам Пальчики застудят, —
Быстрых санок бег. По домам пора!
3автра выпьют чаю,
Глянут из окна, —
Ан уж дом растаял,
На дворе — весна!
А. А. Блок
***
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке.
— Раз, два! - вот и поскользнулся.
— Раз, два! — чуть не кувыркнулся.
— Раз, два! — крепче на носках!
Саша Черный
ДЕТСТВО
Вот моя деревня: И друзья-малъчишки,
Вот мой дом родной; Стоя надо мной,
Вот качусь я в санках Весело хохочут
По горе крутой Над моей бедой.
Вот свернулись санки, Всё лицо и руки,
И я на бок — хлоп! Залепил мне снег
Кубарем качуся Мне в сугробе горе,
Под гору, в сугроб. А ребятам смех!
И. 3. Суриков
Работница (Выучить стихотворение.)
Мы слепили бабу снежную, Раздели со мной заботы
Бабу снежную, потешную, И старайся дотемна».
А зима сказала ей : А уволила с работы
«Стань работницей моей! Бабу снежную весна.
У тебя в руках метла, (В. Шварц)
Ты б дорожки замела.
Объяснить детям, почему «уволила с работы бабу снежную весна».
___Тема Зима. Зимние развлечения. Художественная литература___
Зимние картинки На катке
Г. Ладонщиков Л. Квитко
Как Снегурка, в шубке белой Мчаться, мчаться, мчаться, мчаться!
Маша с горки едет смело. С буйным ветром повстречаться,
Вася катит снежный ком — Чтоб звенело, чтоб несло,
Он решил построить дом. Чтобы щеки обожгло!
Под окном Тамара с Федей Раскатиться спозаранок
Лепят белого медведя. И на санках и без санок,
Брат их, маленький Олег, На поленьях, на бревне,
Чайной ложкой носит снег. На коленях, на спине,
Лена катится на лыжах, Лишь бы вниз, лишь бы в снег,
Оставляя ровный след, Лишь бы съехать раньше всех!
А за нею — Бобка рыжий,
Только лыж у Бобки нет.
На пруду каток хороший,
Лед сверкает, как стекло.
На коньках бежит Алеша,
И в мороз ему тепло.
На санках
Н. Белякова
В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Разгорелись кумачом.
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится —
Все ребятам нипочем!
Снеговик
Е. Коркина
Выпал снег.
Зима кругом,
Я скатаю снежный ком.
Ком на ком и сверху ком.
Станет снег снеговиком.
Рот, и нос, и две руки,
И глазенки-угольки.
Лыжи
И. Бурсов
Говорила лыжа лыже,
Отправляясь с горки вниз:
— Ты держись ко мне поближе.
— Да сама ты не споткнись.
И помчались во весь дух,
Поднимая снежный пух.
Встала елка на пути
Ежиком колючим.
— Влево, влево обойди!
— Вправо, тут получше!
Сбила лыжа лыжу с толку,
И с разгона обе — в елку. Бах!
* * * (выучить отрывки из стихотворений)
Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!
Рукавички на руках, шапка на макушке!
Раз, два – чуть не поскользнулся, раз, два – чуть
не кувыркнулся.
Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.
Покатились санки вниз – крепче куколка держись!
Ты сиди не упади – там канавка впереди.
Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно.
Потешка
Ох, сердит мороз!
Ветки снегом занес,
Хватает за нос,
Щиплет до слез.
Ребятишки не пугаются
И на саночках катаются,
Над морозом злым потешаются.
_Тема. Зимние забавы. Художественная литература___
Художественная литература
Зимние забавы
Давно уже зима стала хозяйкой. Запорошила землю, замела дома и дороги. Кругом лежат снега. На окнах снежные узоры. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы, но не может заморозить всё живое. Даже дети не очень боятся зимы. Бегают на дворе — им даже жарко. В морозные дни дети дома.
Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя — и к маме. Мама наказала теплей одеться. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Жени лыжи, у Лизы и Зои санки. Лиза и Зоя занялись снежной бабой. А Женя проложил лыжню.
Потом стали делать снежную горку. Снег возили на санках. От тяжёлой работы детям жарко. Прибежали помогать другие ребята. Горку сделали, и первым съехал Женя.
ПЕРВЫЙ СНЕГ. (пересказ)
Ночью выпало много-много снега. Он лежал на земле, крышах, деревьях. Снег был чистый, белый и липкий.
Утром ребята вышли во двор. Оля и Света слепили Деда Мороза, а потом побежали на горку.
Витя и Маша сделали снеговика и стали играть в снежки.
А Егор и Костя строили и строили. Они катали большие комья, ставили их друг на друга, сгребали снег лопаткой. Долго трудились мальчики, даже обедать не пошли. Зато какая получилась красота! Настоящий замок из снега. С башенками и окошками.
Подошли ребята и взрослые, стоят, любуются. А Костя и Егор приглашают: «Заходите внутрь! Будем играть вместе!»
Н. Павлова
Беседа по тексту.
1. Когда выпал снег? Какой он был?
2. Что слепили Оля и Света, а что — Витя и Маша?
3. Во что дети стали играть потом?
4. Какие ещё зимние игры ты знаешь?
5. Кто трудился дольше всех?
6. Как Егор и Костя строили замок?
7. Чем закончился рассказ?
8. Тебе понравились Егор и Костя? Почему?
9. Можно ли про них сказать: «трудолюбивые», «дружные»?
10. Расскажи историю с начала до конца. Тебе помогут рисунки.
Про снежный колобок
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алёша слепил снежный колобок. Нашёл угольки – сделал глаза; нашёл палочки – сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алёше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман.
Пришёл в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Ребята пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает. Поглядел Алёша, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где? Как вы думаете?
Н. Калинина
Тема. Зимние забавы. Художественная литература___
Загадки
Кто по снегу быстро мчится Мчусь как пуля я вперёд,
Провалиться не боится? Лишь поскрипывает лёд,
(лыжник) Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (Коньки)
Всё лето стояли, зимы ожидали. По снегу покатите – я подрасту,
Дождались поры – помчались с горы. На костре согреете – я пропаду.
(Санки) (Снежный ком)
Меня не растили – из снега слепили. Два коня у меня, два коня,
Вместо носа ловко вставили морковку. По воде они возят меня.
Глаза угольки, губы – сучки. А вода-то твёрда,
Холодная, большая. Кто я такая? Словно каменная.
(Снежная баба) (коньки, лёд)
Вот серебряный лужок — Есть, ребята, у меня
Не видать барашка, Два серебряных коня.
Не мычит на нем бычок, Езжу сразу на обоих.
Не цветет ромашка. Что за кони у меня? (Коньки)
Наш лужок зимой хорош,
А весною — не найдешь. (Каток)
Ног от радости не чуя, Два березовых коня
С горки снежной вниз лечу я! По снегам несут меня.
Стал мне спорт родней и ближе. Кони эти рыжи,
Кто помог мне в этом? (Лыжи) А зовут их. (лыжи)
Сперва с горы летишь на них, По снегу покатите — я подрасту,
А после в гору тащишь их. (Санки) На костре согреете — я пропаду. (Снежный ком)
Ой, насыпало снежка! Человек, а не живой.
Вывожу коня-дружка. Хоть не дворник, а с метлой.
За веревочку-узду Если солнце припечет,
Через двор коня веду. Ручейком утечет. (Снежная баба)
С горки вниз на нем лечу,
А назад его тащу. (Санки)
Он всегда стоит с метелкой, Меня хлопали лопатой,
Но не хочет чистить снег. Меня сделали горбатой,
Не могу понять я толком, Меня били, колотили,
Кто же этот человек? Ледяной водой облили.
Почему ему морозы И скатились все потом
И метели нипочем? С моего горба гуртом. (Снежная горка)
Почему весною слезы
По нему текут ручьем? (Снег)
Тема. Зимние забавы. Беседа___
Беседа
Спросить у детей, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр; выяснить, в какие игры нельзя играть зимой и почему.
Что надевают дети для участия в зимних забавах.
Вспомнить одно из своих зимних развлечений, придумать картинку, которую можно было бы к нему нарисовать.
Рассказать о своём самом интересном зимнем развлечении по плану:
Как называется моё зимнее развлечение?
Где это было?
Кто ещё принимал участие?
Было весело или грустно?
Почему мне понравилось….?
Совместно с детьми вспомнить, какой зимний спортивный инвентарь им знаком и какие загадки о нем дети знают.
Вспомнить и назвать зимние виды спорта.
Аппликация, рисунок – «Моё весёлое зимнее развлечение»
__Тема. Зимние забавы. Дидактические игры___
Дидактические игры
1. «Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов) : конькобежец (бегает на коньках, саночник (катается на санках, лыжник (катается на лыжах, хоккеист (играет в хоккей, фигурист (занимается фигурным катанием).
2. «Кому что нужно»
а) Употребление винительного падежа существительного:
лыжнику нужны …лыжи, хоккеисту - …клюшка, фигуристу, саночнику - ….
б) употребление дательного падежа имен существительных: клюшка нужна хоккеисту, коньки нужны., санки —. , лыжи —. , шайба —. .
3. «Исправь ошибку» (развитие логического мышления)
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
4. «Четвертый лишний». Санки, лыжи, скакалка, коньки.
5. Составить рассказ (из личного опыта) на темы: «Как я лепил снежную бабу», «Как я играл зимой».
Снежная баба.
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
6. Выложить из спичек фигурку по образцу. «Санки»
Санки зимой с горок летят.
В санках ребята хохочут, визжат.
7. Подбери родственные слова к слову зима, снег.
8. «Скажи иначе»
Снегурочка проснулась, встала с постели, натянула колготки и тёплый свитер, накинула на плечи нарядную шубку, поглубже нахлобучила на лоб меховую шапочку и выбежала на крыльцо.
Увидев Снегурочку в окно, гномик быстро нацепил брюки и пиджачок, набросил на плечи вязанную курточку и выскочил навстречу Снегурочке.
Повтори и запомни слова-синонимы (слова-друзья) к слову надеть - натянуть, накинуть, нахлобучить, нацепить, набросить, напялить.
9. Спряжение в прошедшем и будущем времени по образцу.
Сравнить значения слов-действий надеть и одеть.
Одеть – одеть кого или что во что-то: Одеть ребёнка в пальто.
Зима одела поля снегом.
Надеть – покрыть тело или часть тела какой –нибудь одеждой. : Надеть шубу. (валенки)
Надеть в лютую стужу тёплую зимнюю одежду
(Я надел в лютую стужу тёплую зимнюю одежду. Я надену в …
Ты надел… Ты наденешь…
Он, она надели…. Он, она наденут…
Мы надели в …. Мы наденем …
Вы надели … Вы наденете….
Они надели… Они наденут…
Одеть малыша на прогулку в тёплую зимнюю одежду.
___Тема. Зимние забавы. Связная речь___
Методика занятия по коллективному составлению рассказа на примере занятия по картине «Зимние развлечения» (из серии «Времена года». Автор О. И. Соловьева).
(Э. П. Короткова Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию)
Ход занятия
На подготовительном этапе, когда идет рассматривание картины, педагог ориентирует детей на точное обозначение изображенных зимних развлечений, на выделение не только главного, но и деталей. На примере описания какой-то одной сцены воспитатель может показать, с какой обстоятельностью следует говорить и о других сюжетных моментах. Например, он предлагает внимательно рассмотреть детвору, катающуюся с горы на санках. Дети всматриваются в ребят и отмечают, что они разрумянились, смеются, радостно что-то выкрикивают. «А что произошло с теми, кто уже съехал с горки?» — спрашивает педагог. Дети описывают веселое происшествие: с перевернувшихся саней двое упали в снег, они встают, стряхивают с себя снег, хохочут. Затем педагог переключает внимание дошкольников на другие части картины: например, на детвору, которая занята лепкой снеговика, или на тех, кто катается на коньках, на лыжах. В ходе беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания.
Большую роль играет речь воспитателя, сопровождающая процесс рассматривания картины. Из речевого образца дети могут почерпнуть однокоренные слова (ребята, ребятишки, ребячий; дети, детвора, синонимы (ребята, детвора) и активно оперировать ими в своих рассказах.
Для активизации детского воображения педагог может задать следующий вопрос: «Если подойти поближе к месту, где веселилась детвора, что можно услышать?» В результате в ответах детей изображенные события будут связаны с их звуковыми впечатлениями: слышно, как на морозе снег хрустит; слышен скрип санок, шум, смех детей, веселые крики, голоса; слышно, как гудит мотор машины, идущей по дороге, и т. п.
Необходимо также обратить внимание ребят на изображение зимнего дня, снега, деревьев в белом убранстве, чтобы они могли включить эти наблюдения в свои рассказы.
Если в ходе беседы ребенок допускает речевую ошибку, воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы. Например, дети иногда вместо комья снега говорят «комы снега». В этом случае педагог преднамеренно введет в свою речь данное слово в разных грамматических формах; поставит вопрос так, чтобы дети в ответах упражнялись в правильном его употреблении: «Сколько комьев снега скатали ребята? Какие комья снега положили они снизу, а какие — сверху?»
Переход от рассматривания картины к составлению рассказов — важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вы-шли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала.
Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчиков, подсказывает нужное слово, подбадривает и т. д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию. Про-иллюстрируем это положение еще одним примером.
_Тема. Зимние забавы. Связная речь___
Придумывание рассказа на тему «Как Миша варежку потерял»
(Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред. О. С. Ушаковой с. 235)
Задачи.
Учить детей развивать сюжет, предложенный педагогом. Активизировать в речи детей союзы и союзные слова (в сложноподчинённых предложениях разных типов, упражнять в употреблении слова варежки в разных падежах.
Л. А. Пеньевская.
Как Миша варежку потерял.
Бабушка связала Мише новые, красные варежки.
Миша побежал во двор кататься с горки. Около горы было много ребят, они шумели и смеялись.
Миша взобрался на горку, поставил санки, сел, оттолкнулся. Санки быстро покатились. «С дороги!» - крикнул он маленькой девочке, перебегавшей ледяную дорожку, и махнул рукой. Что-то красное мелькнуло в воздухе и упало в снег, а санки умчали Мишу в дальний угол двора.
Нашёл ли Миша варежку, что было дальше, придумайте сами.
1. Д/упражнение «Закончи предложение.
- Миша пошёл гулять… (Зачем? почему? когда)
- Он потерял варежку… (где? Когда? Почему)
- Он нашёл варежку там…
-Он нашёл варежку тогда…
- Миша нашёл варежку потому….
- Мише стало радостно от того….
- Мише стало так радостно ….
2. Д/упражнение. Придумайте предложение,чтобы хорошо было слышно слово варежек.
У Миши есть варежки, а у Вовы нет таких варежек.
Раньше у Миши не было красивых …варежек.
Больше Миша не терял своих …. варежек.
3. Придумайте конец рассказа. Можете использовать те предложения, которые вы уже составили.
_Тема. Зимние забавы. Связная речь___
Рассказывание на тему из личного опыта
«Как мы играем на участке»
Задачи.
Развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описание природы, окружающей действительности. активизировать употребление однокоренных слов (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежинка, снежный, заснеженный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка- зима, зимовщик)
Учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.
Ход занятия.
1. «Подбери родственные слова к словам снег, зима»
Педагог дает задание: «вспомните слова, родственные слову снег». Задаё т наводящие вопросы:
- Как назвать снег ласково? – (Снежок)
- Как сказать о горке, сделанной из снега? (Снежная)
- Каким еще словом можно назвать снежную бабу? (Снеговик)
- Как называются цветы, первыми расцветающие прямо на снегу? (подснежники)
- Как вы объясните, почему подснежники так называются? (Они появляются из-под снега, начинают расти ещё под снегом)
- Как вы считаете, слово зима родственное слову снег. Ведь зимой много снега. Объясните, почему это не родственные слова. (Родственные слова должны звучать похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже на слово снег.)
- Поберите теперь слова, родственные слову зима.
- Как говорят о птицах, которые остаются у нас на зиму? Какие они? (Зимующие) Что они делают? (Зимуют)
- Каким словом мы назовём день зимой? (Зимний)
- Каким ласковым словом назовём зиму? (Зимушка)
- Слова- родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу.
2. «Скажи по-другому»
-Какое настроение у детей, которые зимой играют на улице? (Весёлое)
- Подберите к слову весёлые слова, близкие по смыслу. Как ещё можно сказать, какие они? (радостные, бодрые, довольные, оживлённые)
3. Составление рассказа по плану
-Сегодня мы будем придумывать рассказ на тему «Как мы играем зимой на участке»
Вспомните, каким бывает участок зимой.
Расскажите, как он выглядит
какая погода была в тот день, о котором вы будете рассказывать.
В какие игры вы играете на участке.