Лара Гаспарян
Конспект занятия «Жостовская роспись»
Тема: «Жостовская роспись».
Цель: Познакомить детей с декоративно-прикладным творчеством Жостово, изготовление подноса.
Оборудование: заготовки подносов с основными элементами росписи, презентация «Создание подносов Жостова», демонстрационный материал, гуашь, кисти № 1, палитры, баночки с водой, салфетки.
Форма проведения: практическое занятие.
Ход занятия:
I. Организационный момент
С добрым утром, с новым днем!
Публикация «Конспект занятия „Жостовская роспись“» размещена в разделах
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
II.Основная часть
Посмотрите, ребята, какие красивые подносы! (показывает иллюстрацию с подносами.) В Московской области есть небольшая деревня Жостово широко известна традиционным народным художественным промыслом с почти двухвековой историей (с 1825 года) - изготовлением расписных подносов из жести (жостовская роспись).
Послушайте стихотворение, посвящё нное этим подносам:
Поднос из Жостова – великое творенье.
Не каждый знает путь его изготовленья.
Оттачивалось то нелёгкое уменье
Из века в век, из поколенья в поколенье.
Листу железа мастер для начала
Задуманную форму придавал.
И чтоб готовая поверхность засияла,
Её он черным лаком заливал.
Чтоб на подносе рисовать потом,
Он подмалёвку начинал.
И строил форму, и объём,
И цветовую гамму намечал.
И вот уже на черном, гладком поле
Прекрасные букеты расцвели.
И тоненькие, гибкие травинки
Со всех сторон цветочки оплели.
Борта подноса по краям
Орнамент мелкий украшает.
И под конец отделанный поднос
Умелец ярким глянцем покрывает.
- Поднос – это предмет, связанный с семейным уютом, красивый символ хлебосольства и гостеприимства.
Воспитатель:- Ребята, скажите, пожалуйста, а Вы помните, какими же узорами мастера украшают свои изделия? ( цветами: пионами, маками, незабудками.)
- Цветы на Жостовских подносах необыкновенно пышные, свежие, яркие.
- Художник пишет не с натуры, а ориентируясь на своё воображение. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трёх или пяти цветов.
- Почему возник Жостовский промысел, как считаете вы?
- Давайте с Вами посмотрим, как изготавливаются подносы на фабрике, в Жостово.
Видеоматериал «Создание подносов Жостова».
Педагог дополнительного образования:
- Ребята, из какого же материала выполняют подносы? (из металла)
- итак, повторим: готовую металлическую форму грунтуют, шпатлюют, покрывают лаком, потом уже за дело берется художник, и орнамент в конце наносит художник - орнамист.
- Прежде, чем мы с Вами отправимся в мастерскую, предлагаю размять наши пальчики.
III. Физкультминутка:
Наши алые цветки, Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулак.
Распускают лепестки, Медленно разгибаем пальцы.
Ветерок чуть дышит, Покачиваем кистями рук вправо, влево.
Лепестки колышет.
Наши алые цветки, Медленно сжимаем пальцы в кулачки.
Закрывают лепестки,
Головой качают, Покачивание кулачками вперед назад.
Тихо засыпают.
Педагог дополнительного образования:
- Ребята, ранее Вы уже начали оформлять свои подносы. Чем они отличаются друг от друга? (формой, цветом).
- Обратите внимание, что подносы разных размеров и форм: прямоугольные и круглые, овальные и шестиугольные, а ещё они бывают большие и маленькие.
- Давайте вспомним основные элементы росписи. (Замалёвок, тенёжка, бликовка, чертёжка и окончательный этап - нанесение орнамента подноса - уборка).
- А теперь давайте перенесемся в нашу мастерскую и почувствуем себя художниками – орнамистами.
- Посмотрите, как сделаю это сначала я, а потом приступайте к своей работе.
- А теперь подумайте, что Вам ближе, и украсьте бортики - подносы своим орнаментом. Можно пользоваться палочкой – тычком. Педагог напоминает, что при рисовании красками для получения тонкого мазка необходимо пользоваться палитрой.
IV.Итог занятия :
- У Вас у всех получились замечательные работы. Давайте организуем выставку работ.