Мохова Лариса Александровна
Жизненный путь семьи особого ребёнка: исследование трудностей и точек роста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье мы проанализируем жизненный путь тех семей, которые воспитывают ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Мы рассмотрим следующиевопросы: с какими сложностям сталкивается семья, воспитывая «особенного» ребёнка, каким образом можно социализировать такого ребёнка и как попросту двигаться по жизни дальше.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, социализация, семья, трудности, точки роста.
Публикация «Жизненный путь семьи особого ребёнка: исследование трудностей и точек роста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Каждая семья с радостью и замиранием сердца ждёт долгожданного первенца. Для любой семьи появление ребёнка на свет счастье и радость. Но счастье может омрачиться страшной неожиданностью – ребёнок родился с патологией. Рождение ребёнка с особенностями развития является сильной психологической травмой. Долгое время после рождения, родителя сложно поверить в тот факт, что у них родился ребёнок с нарушениями в развитии. Родителям трудно смириться с тем, что дефект может быть неизлечим.
Согласно социальным исследованиям, появление в семье ребёнка с ОВЗ приравнивается к тяжелой болезни или даже потери близкого человека. Нередко после появления особенного ребёнка на свет между супругами ухудшаются отношения и учащаются конфликты на пустом месте.
В первую очередь, что несказанно пугает родителей – это путь лечения, дорогостоящие процедуры и лекарства, которые необходимо приобрести, дабы вылечить ребёнка или хотя бы улучшить его состояние. Вторая причина не зависит от денег или возможностей семьи, а скорее от общества, в котором будет расти ребёнок. Зачастую дети с врождёнными патологиями и особенностями развития подвергаются издевательствам со стороны сверстников, а со стороны общества – несправедливой стигматизации. Почему это происходит? На мой взгляд, данная тенденция прослеживается потому, что общество не только не принимает детей с особенностями, но и не умет работать с ними и развивать их потенциальные возможностями.
Ограниченные возможности здоровья у детей имеют следующую классификацию:
- Глухие и слабослышащие дети;
- Незрячие и слабовидящие дети;
- Дети с нарушениями речи;
- Дети с нарушениями функциями опорно-двигательного аппарата;
- Дети с задержкой психоречевого развития;
- Дети с умственной отсталостью [1].
Любая и вышеперечисленных патологий – это сложный путь семьи в реабилитации, коррекционной работе и примирения с тем, что собственный ребёнок отличается от других детей особенностями развития.
На первый взгляд кажется, что всё зависит от финансовых возможностей семьи : оплатить ребёнку лечение, устроить обучение в коррекционной школе, обеспечить необходимые предметы для быта. Это несомненно важно, но если вспомнить, что семья – первичный объект социализации, ячейка общества, которая предопределяет психическое развитие ребёнка, то мы поймём, что задачи семьи особенного ребёнка в разы сложнее.
В первую очередь, ребёнку нужно внушить, что его особенности не делают его хуже, он не является плохим учеником или нехорошим человеком. Его особенности (если мы берём во внимание физические патологии) не делают его хуже, он такой же ребёнок, как и его одноклассники, и имеет право на хорошее отношение к себе, на получение знаний, на обучение новым навыкам [2].
Всё, что было перечислено выше, требует терпения и большой выдержки. К сожалению, мы часто сталкиваемся со случаями, когда один из родителей не выдерживает подобной психологической нагрузки. В случае мужчины, он отказывается от роли отца и уходит из семьи. Что касается женщин, вымотанная мать попросту может опустить руки, у неё попросту пропадает мотивация для того, чтобы работать с ребёнком дальше, развивать его и социализировать.
Для того, чтобы подобных случаев не было, ну или хотя бы они сошли к минимуму, семье, где воспитывается ребёнок с особенностями, требуется психологическая поддержка. Для этого в нашей стране существует система комплексной психологической помощи детям с ОВЗ. Данная помощь преимущественно направлена на улучшение психологического состояния самого ребёнка, а уже потом акцент делается на родителях.
Особое значение в поддержки семьи ребёнка с ОВЗ имеет не только психолог, но и такие специалисты, как логопед и дефектолог. Знание проблем семьи особенного ребёнка, поможет создать благоприятные условия для его семьи и дальнейшего развития его самого. Данная тенденция помогает в развитие личностных качеств ребёнка, его адаптации и социализации[3]. .
В каждой семье, где воспитывается ребёнок с особенностями развития, преобладает свой психологический климат, который, так или иначе, действует на ребёнка. Он либо способствует его адаптации или социализации, либо наоборот, замедляет данные процессы. Всё зависит от того, как родители позиционируют ситуацию, в которой они оказались. Либо они принимают особенного ребёнка как данность, с которой необходимо работать и развивать, либо обузу и неожиданность, на которой срываются из-за каждой мелочи и винят её в том, что она перечеркнула лучшие годы жизни своим существованием.
Если изучить реальные случаи и элементарную статистику, мы можем наблюдать следующие случаи. Зачастую, родители ребёнка с ОВЗ, неважно имеет он физические или умственные изъяны, чрезмерно занижают к нему требования, показывая этим его неспособность и беспомощность. Одним из фактором пониженной требовательности к ребёнку является комплекс родительской вины. В результате, чрезмерная опека и скрытие изъянов ребёнка перед окружающими в будущем может выработать у него инфантилизм и чрезмерный эгоизм [4]. Когда ребёнок вырастает, встаёт проблема его самостоятельности, а каким образом она может у него сформироваться, если родители не приучали его к этому с ранних лет?
Если мы говорим об умственных изъянах, то имеем ввиду детей с ЗПР или умственной отсталостью. В первую очередь, этих детей нужно научить обслуживать самих себя, элементарным бытовым навыкам. С ними тяжело контактировать в силу их особенностей, не менее сложно они поддаются обучению, поэтому приоритетной задачей педагогов и родителей научить таких детей базовым навыкам самообслуживания.
Когда мы говорим о детях с физическими изъянами, то необходимо помнить о том, что интеллект у них сохранный, и они могут учиться и развиваться наравне со своими сверстниками. Родителям нужно помнить о том, что успехи ребёнка не нужно переоценивать или завышать. Задача семьи, дать понять ребёнку, что он находится наравне с другими детьми и может учиться и делать успехи так же, как и те дети, которые не имеют изъянов.
Почему эта рекомендация наиболее важна? Чаще всего в семье, где воспитывается ребёнок с особенностями, ещё в детском возрасте, родителя радуются каждому его успеху, даже незначительному. Ребёнок, тем самым, в дальнейшем требует к себе повышенного внимания, у него формируется повышенный уровень притязаний и потребность в одобрении взрослых[5].
Учитывая вышеизложенное, сделаем общий вывод. В семье, где воспитывается ребёнок с особенностями развития, главное избегать крайностей, в которые часто впадают родители. Либо они подвергают ребёнка повышенной гиперопеке, либо проявляют крайнюю степень нетерпимости к нему (она возрастает, когда ребёнок нежеланный). Таким семьям, прежде всего, требуется поддержка государства, предоставление бесплатных услуг от специалистов, которые могут помочь семье адаптироваться и развиваться, а самое главное, преодолеть все психологические барьеры, которые существуют внутри семьи.
Самое главное, дать понять ребёнку, что он стоит на одной ступени со сверстниками и обладает равными возможностями, у него есть потенциал и умения, которые он может применять, чтобы добиться ожидаемого успеха в своей деятельности.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
1. Болдина М. А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями / М. А. Болдина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — № 2 (10). — 2006. — 71–77 с.
2. Волкова В. М. Взаимосвязь стиля семейного воспитания и проявлений тревожности у детей подросткового возраста с нарушением слуха / В. М. Волкова, Е. В. Хлыстова // Специальное образование. — 2013. — № 1. — С. 33–39. Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т. С.
3. Зубкова, Н. В. Тимошина // М. : Издат. центр «Академия». — 2003. Кожанова Т. М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья /
4. Кожанова Т. М. // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 4. — С. 189. Ольхина Е. А. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения /
5. Ольхина Е. А. // Специальное образование. — 2006. — № 7. — С. 34–39. Ткачёва В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование /
6. Ткачева В. В. // М. : Национальный книжный центр. — 2014. — 160 с.
7. Савина Е. А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Е. А. Савина // М. : Владос. — 2008. — 224 с.