Светлана Исаева
Проект «Жилище человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Публикация «Проект „Жилище человека“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Познавательное развитие, наряду с другими составляющими, включает в себя развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и т. д.
В качестве годовой задачи СП «Детский сад «Ладушки» ставит задачу на 2023-2024 учебный год - «Сформировать к маю 2023-2024 учебного года не менее чем у 80% воспитанников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям Родины через активизацию познавательных интересов в рамках проектной деятельности».
Все это в совокупности и послужило поводом для разработки и реализации проекта.
Анализ проблемной ситуации
В настоящее время, к сожалению, наблюдается утрата интереса к прошлому народа, его наследию. Дети дошкольного возраста поверхностно знакомы с тем, как жили люди раньше, как строили свое жилище, как украшали свой быт.
Какие изменения произошли со строениями людей, в которых они жили, как изменились сами люди, их быт, одежда, обо всем этом дети имеют отрывочные представления. У детей слабо развиты познавательный интерес и познавательная инициатива.
Данный проект помогает в решении проблемы. Работа направлена главным образом на умение систематизировать представления детей о назначении дома, помочь им осознать значимость дома в жизни каждого человека. Помогает сформировать у детей положительное представление о собственном доме, о родном городе. Воспитывает любовь к своему дому, а также знакомит детей с историей возникновения построек, материалом из которого он построен, разновидностями домов, его частями и разновидностями домов.
Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания проекта.
паспорт проекта
Цель проекта : мотивировать семьи воспитанников к формированию представлений детей о разных видах жилища человека и истории его возникновения.
Задачи:
- Систематизировать знания детей об истории развития строительства домов с древних времен и до нашего времени.
- Продолжать знакомить детей со строительными материалами (глина, дерево, стекло, металл, кирпич, лед, камень, ветви, листья).
- Вовлечь воспитанников и их родителей (законных представителей) в активную познавательную деятельность с последующим применением приобретенных знаний на практике.
Участники: дети 3-4 года, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : краткосрочный (неделя)
Тип проекта : информационный практико-ориентированный образовательный проект
Метод психолого-педагогического исследования: наблюдение
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Распределение деятельности между участниками проекта
Педагоги Дети Родители
Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей об истории Родной страны. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей
Развитие творческих способностей детей, умения работать сообща. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности. Получение консультаций по вопросам формирования правильной, культурной речи.
Повышение уровня знаний и культуры у педагогических работников; поиск новых форм работы с детьми. Дети узнают много нового.
Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Привлечение родителей к решению важной проблемы. Получены знания об истории родного края.
Изменение позиции родителей в отношении получения собственных исторических знаний.
Родители грамотно и творчески подойдут к вопросам качества устной речи
Участники проекта получат ощущение удовлетворенности и удовольствия
от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
Ожидаемые результаты:
- Повышение исторических знаний, активизация словаря, общей грамотности;
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине;
- Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей и их родителей, формирование некоторых суждений и оценок, положительное коллективное взаимоотношение.
Основные этапы реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практической реализации проекта;
– организация развивающей среды в группе. – реализация проекта;
- беседы с воспитанниками
работа с родителями (разработка рекомендаций и их презентация);
чтение художественных произведений;
ежедневно обеспечивать семьи воспитанников домашним заданием;
подведение итогов, объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла. – анализ результатов проекта.
- создание презентации (стенгазеты, видеоролика) по итогам реализации проекта
Работа над проектом
№ п/п Формы работы над проектом Участники Продукт, результат
I этап
Подготовительный
1. постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Воспитатели, администрация СП
План работы, паспорт проекта
2. подбор методической литературы для реализации проекта;
Воспитатели Пополнение базы метод. литературы
3. подбор необходимого оборудования и пособий для практической реализации проекта; Воспитатели Пополнение ППРС группы
4. организация развивающей среды в группе Воспитатели Создание условий реализации проекта
II этап
Практический
1. Понедельник
Беседа с детьми «Как жили наши предки»
Просмотр выставки домов наших предков (пещера, землянка). Изготовление продукта из пластилина (Лепка «Шалаш»).
Знакомство родителей мини музеем «Дом-жилище человека» в СП «Детский сад» Ладушки».
Домашнее задание: «Пещера, Шалаш» Воспитатели, дети Обратная связь с родителями (ответы)
2. Вторник
Беседа с детьми «Мы построим новый дом».
Рассматривание и чтение энциклопедий об истории появления домов.
Консультация для родителей «Повторение материала по средствам загадок»
Домашнее задание: «Землянка» Воспитатели, родители Обратная связь с родителями (ответы)
3 Среда
Посещение мини-музея на базе детского сада. Знакомство с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением.
Консультация для родителей «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе».
Домашнее задание «Изба» Воспитатели, дети Дидактические игры Обратная связь с родителями (ответы)
4. Четверг
Конструирование многоэтажных и одноэтажных домов.
Буклет «Мой дом, мой город».
Домашнее задание «Многоэтажный дом» Воспитатели, родители Наглядное пособие Обратная связь с родителями (ответы)
5. Пятница
Знакомство со строительными материалами для строительства домов наших предков.
Рефлексивный круг: «Что мы узнали про дома?»
Консультация для родителей «Путешествие в прошлое».
Домашнее задание «Строительный материал» Воспитатели, дети Сюжетные картинки Обратная связь с родителями (ответы)
III этап
Обобщающий
1. Анализ проделанной работы Воспитатели, родители, дети
2.
Создание видеоролика
Воспитатели, родители, дети
Трансляция проекта
- Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете;
- Презентация проекта для родительской общественности.
Содержание проекта
Ежедневно в течение недели воспитатель предлагает родителям в свободное домашнее время совместно с детьми сделать макет жилища по разным эволюционным эпохам.
К концу недели организуется мини-выставка в группе «Дом – жилище человека».
Заключение
Только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть историческими знаниями, позитивно взаимодействовать в коллективе, а для этого необходимо продолжать начатую работу. Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо совершенствоваться. Для этого у нас есть хорошая ресурсная база, воспитатели, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка.
В течение текущего учебного года планируется разработка целого цикла информационных практико-ориентированных образовательных проектов по познавательному развитию.