жмаева елена
Речевой проект «Здравствуй, осень» в логопедической группе
Речевой проект в логопедической группе «Здравствуй, осень!»
Подготовил и повел:
Учитель - логопед :
Жмаева Е. С.
2020 год.
Актуальность
Тип и вид проекта : творческий, групповой, краткосрочный.
Участники проекта : Учитель - логопед, дети, родители.
Возраст 5-6 лет. МБДОУ Детский сад №1 "Солнышко"
Продолжительность: 2 недели.
Актуальность:
Публикация «Речевой проект „Здравствуй, осень“ в логопедической группе» размещена в разделах
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Цель:
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.
Задачи проекта :
1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы.
2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения.
3. Активизировать речь детей.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.
5. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
Ожидаемые результаты проекта по образовательным областям:
- познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах; совершенствовать знания о видах изобразительного искусства; продолжать знакомить с художниками
- речевое развитие : активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; знание стихотворений об осени.
- социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
- художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи, поэзии и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
В данное время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию :
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры общества;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Основные методические разработки по развитию речи на сегодняшний день в основном относятся к работе с детьми, имеющими нарушения речи. Работа с детьми, посещающими общеобразовательные дошкольные учреждения, главным образом изучается московской школой исследователей детской речи под руководством О. С. Ушаковой. Таким образом, нивелируется один из главных постулатов любой коррекционной работы «лучше предупредить, чем исправлять». Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.
Речевые умения – это, прежде всего, умение логично выстраивать высказывания, употреблять лексику, грамматические обороты, интонацию; коммуникативные – владение вербальной памятью, умение включаться в разговор, держать диалог, эмоционально откликаться на речь собеседника.
В старшем дошкольном возрасте через речевое общение, познавательную деятельность – нужно помогать ребенку накапливать социальный опыт, развивать коммуникативную компетентность.
В подготовительной к школе группе важно формировать все стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, фонетическую).
Именно эти задачи позволяют успешно подготовить детей к школе.
Цель проекта :
- расширять знания ребенка о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений и состоянии природы в период ранней осени;
- формировать интерес к красоте окружающего мира;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
Задачи проекта
Образовательные:
- расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный мир, погодные явления);
- обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову;
- учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.
Развивающие:
- развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру детей;
- воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями);
- воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.
Словарная работа:
- обогащение: старинные названия месяцев по народному календарю («златоцвет» - сентябрь, «листопад» - октябрь, «чернотроп» - ноябрь);
- активизация словаря – золотая, красивая, задумчивая, печальная, ранняя, хмурая и т. д.
Вид проекта :
Познавательно-творческий
Срок реализации:
Двухнедельный.
Участники проекта :
Учитель – логопед, дети, родители.
Проект состоит из трех этапов:
1. Подготовительный этап (организационный);
2. Основной этап (реализация проекта);
3. Завершающий этап (Выставка поделок из природного материала).
I. Подготовительный этап:
- изучение познавательной и методической литературы; статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Конфетка (Осень)» задания по развитию речи.
Работа с родителями:
- оформление выставки детей логопедической группы, совместное творчество детей и родителей по теме: «Осенняя фантазия»
Совместное творчество
II. Основной этап:
Совместная деятельность
1. Беседа «Дары осени»;
2. Рассматривание картин не тему: «Золотая осень»
3. Изготовление панно «Осенний букет» (коллективная работа)
4. Беседа о перелетных птицах.
- Дидактическая игра «Овощи или фрукты»;
- «Наблюдение за деревьями и их изменением на прогулке»;
- Беседа по картинкам о осенних запасах «Овощи, фрукты, ягоды»;
5. Беседы «Здравствуй осень золотая»;
Составление творческих рассказов по картинам - разучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
- чтение сказки «Модница Осень» Алябьевой;
- Рисование «Золотая осень»;
III. Завершающий этап:
Выставка совместного творчества детей и родителей на тему: «Осенняя фантазия» (рисунки детей «Художница осень»).
1. Беседа «Дары осени»;
Беседы «Здравствуй осень золотая»
Изготовление панно «Осенний букет» (коллективная работа)
Беседа о перелетных птицах осенью.
Беседа по картинкам о осенних запасах «Овощи, фрукты, ягоды»;
- Дидактическая игра «Разбери Овощи и фрукты отдельно друг от друга»;
«Наблюдение за Березой и Липой их изменением, на прогулке»;
- Рисование «Золотая осень»;
Пальчиковая гимнастика.
- оформление выставки детей логопедической группы, совместное творчество детей и родителей по теме: «Осенняя фантазия»