Ирина Лазуткина
Эссе «Здоровый образ жизни как фактор защиты российской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровый образ жизни как фактор защиты Российской культуры.
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана критическим состоянием физического и духовного развития нового поколения. Причина кроется в распространении моделей поведения, характеризующихся высокой долей поведенческих факторов риска : курение, алкоголь, клубная культура т. д. На данный период существует множество проблем, которые оказывают непосредственное влияние на здоровье будущего поколения не только в системе образовательных учреждений, но и в социуме в целом. Таким образом, здоровье современных российских школьников вызывает большую тревогу не только в психологическом плане, но и затрагивает физическую сторону развития школьника.
Публикация «Эссе „Здоровый образ жизни как фактор защиты российской культуры“» размещена в разделах
Для того, чтобы иметь понимание, что является фактором защиты для здорового образа жизни необходимо рассмотреть наиболее важные проблемы, которые подрывают здоровье будущего поколения на современном этапе развития.
Во-первых это связано с информационной перегруженностью. Большинство родителей, планируя будущее своего ребенка, хотят, чтобы он много учился, занимался дополнительным образованием и на базе хорошего образования получил хорошую профессию. Вследствие, такого количества информации, которое сегодня окружает ребенка, с избытком хватит, чтобы любое самое богатырское здоровье как-то пошатнуть. На мой взгляд, одна из центральных задач школы состоит в том, чтобы грамотно выстроить образовательный процесс с учетом того, чтобы получить качественное образование и не навредить здоровью, не создать историю с переутомлением, с психическим перенапряжением. Я считаю, что необходимо кардинально пересмотреть оценку учебных нагрузок, так как шкала трудностей предметов уже устарела в силу того, что в школьной программе появился целый ряд новых предметов и дисциплин, которые требуют другой системы организации занятий.
Во-вторых у образования и спорта есть серьезный конкурент - злоупотребление компьютерной и электронной техникой. С моей точки зрения, именно инновационные технологии могут психологически и физически дезориентировать школьника в период становления и приобретения личностно-нравственных и физических качеств. В этом и заключается основная проблема вроде инновационными шагами двигаемся вверх, а в физическом развитии спускаемся. Согласно официальной статистике, о которой говорил и президент страны, наметилась такая тенденция - заболеваемость детей от 0 до 14 лет начала снижаться, а у подростков она продолжает нарастать. Но, по данным углубленных медицинских осмотров, состояние здоровья детей продолжает ухудшаться, и особенно заметно - в период обучения в школе. И, что особенно тревожит в данной ситуации это то, что помимо классических функциональных отклонений, таких как сколиоз, миопия, заболевания желудочно-кишечного тракта или верхних дыхательных путей, сегодня заметную долю занимают отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем, гипертонические и психические реакции. Конечно, любой медик поймет и начнет сразу думать и искать причины в деятельности ребенка, в его нагрузках, поскольку такие патологии характерны для офисных работников или банковских клерков, а также они появляются при длительной работе с гаджетами.
Конечно, мы прекрасно понимаем, что планшеты и устройства, имеющие выход в Интернет, полезны для школы и образования детей, что использование современных технологий способствует учебному процессу, но, чтобы это произошло, нужно научить учителя, ребенка и его родителей правильно ими пользоваться.
3. Самоорганизация свободного времени. Не для кого не секрет, что сейчас все основное время у родителей сосредоточено на работе и карьере, дети в большей степени предоставлены сами себе. Отсутствие общей идеологии и ценностных ориентаций толкают школьников на самостоятельный манер заполнять образовавшееся свободное пространство своими увлечениями, которые как правило формируются с помощью информационных технологий и социального окружения. Школьник начинает быть зависим больше от внешних мотиваций. А ведь именно школьный период способствует формированию привычки к здоровому образу жизни. В данном случае, на мой взгляд помочь школьнику в самоорганизации могут спортивные, художественные, музыкальные секции. Личностные качества, которые формируются во время занятий нацелены на нравственность, духовность, развитие воли и постановки цели на результат действий. Тем самым развивается «здоровое мышление» у личности школьника.
По представлениям В. Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология образует создание психолого-педагогических условий обучения школьника в образовательном пространстве (стрессоустойчивая среда, адекватные требования и психолого-педагогическая грамотность в подборе методик обучения и воспитания, рациональности организации учебного процесса, рационально-организованной двигательной активности школьников, соответствие учебной и физической нагрузки согласно возрастным особенностям. Я безусловно согласна с автором, так как здоровьесберегающая технология зависит от эффективности трех факторов : организации образовательного процесса, содержательной части данного процесса, методических, технических, и психолого-педагогических условий.
Несмотря на то, что здоровьесберегающие технологии приобретают многообразие в школьном образовании, к сожалению нет единой и эффективной системы ее внедрения. Поэтому это остается центральной и нерешенной проблемой в образовании. Я со своей стороны могу предложить, психолого-педагогические способы, которые необходимо включать в учебно-воспитательную программу для поддержания здоровья детей.
1. Учить здоровому образу жизни. Что это значит? Ответ на этот вопрос прозвучал в выступлении нобелевского лауреата по физике Жореса Алферова в канун его 85-летия: «Будущее - это проблема здоровья. Это основная научная программа в мире. И для того чтобы решать проблему здоровья, физики должны научиться разбираться в биологии и медицине, биологи и медики должны ухватывать новые вещи в физике. Мы должны иначе учить.». В данном случае речь, идет о проведении дополнительных занятий, основной целью которых является информационное просвещение о здоровье и мотивационно-целевая направленность в реализации на практике. В данном случае важно понимать без классических базовых знаний о здоровье и здоровом образе жизни, выработанных многими поколениями отечественных ученых-медиков, физиологов, психологов, мы не достигнем желаемого результата. К сожалению, современный человек получает эти знания фрагментарно и бессистемно - из Интернета, кино и телевидения, от родителей, друзей и знакомых, на работе, в школе или вузе.
Стратегическая задача сегодня - это формирование здоровьесберегающей (а другими словами - народосберегающей) образовательной среды и здорового образа жизни детей и подростков.
2. Воспитать мотивацию к спорту.
- Организация активные виды спорта. Социологическое исследование вовлеченности учащихся в занятия по физкультуре проходило в феврале-марте 2017 года. Оно было направлено на выявление системных проблем по организации занятий в условиях перехода на новые ФГОС. Всего в масштабном анкетном опросе приняли участие около 14 тысяч образовательных организаций во всех субъектах РФ: 12 460 школ (более 800 тысяч школьников и около 500 тысяч родителей.
"Такое масштабное исследование было проведено впервые, и оно необходимо, чтобы знать, какая ситуация у нас в целом по этому предмету в системе образования, для того чтобы сформировать единое образовательное пространство в области физкультуры и спорта, - пояснил Александр Минаев. Для того чтобы физкультура стала частью жизни, а не просто обязательным предметом, надо, чтобы школьники посещали уроки не для оценки, а для саморазвития".
Однако, как отметил представитель министерства, в пятерку наиболее распространенных мотивов все же входит получение оценки, но не попадает приобретение знаний.
Таким образом, 66% учащихся удовлетворены уроками, но многие отмечают недостатки занятий в школе. Самым распространенным признано однообразие видов деятельности - так ответило около половины юных респондентов. 41 проценту школьников кажется неинтересным содержание программы. 30% не устраивает невозможность выбора видов деятельности, 28% - отсутствие современных спортивных сооружений, 26% - неудобное положение урока в расписании, 18% - отсутствие удобных раздевалок и душевых, 12% - недостаток инвентаря и оборудования.
Отсюда, следует, что помимо включения разнообразных видов спорта, спортивных соревнований, конкурсов и т. п, возникает необходимость в создании и организации педагогических условий, интересных для школьников.
- Организация пассивных видов спорта. В данном случае речь идет о шахматах. О свойстве шахмат говорят многие научные исследования. Так, доктор медицинских наук Н. С. Зиноздра в своей книге «Фармакотерапия гипертонической болезни» указал на шахматы как на верное средство от детской гипертонии и незаменимую помощь в лечении гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей, которое наблюдается у многих школьников. Таким образом, шахматы выполняют воспитательную и педагогическую роль в развитии ребенка, помогая ребенку определять свое место в системе социальных отношений, обучая партнерству и здоровой конкуренции, успокаивая и способствуя общему психологическому и интеллектуальному развитию, шахматы тем самым формируют по-настоящему здорового человека, подтверждая общеизвестную истину о том, что в здоровом теле здоровый дух.
Все это формирует привычку к здоровому образу жизни, способствует развитие экологичности мышления у будущего поколения.
Арсенал оздоровительных технологий, которые можно использовать, достаточно большой, но перед тем как использовать необходимо удостовериться, что они действительно являются здоровьесберегающими для школьников. Тем более любое внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс требует грамотную организацию и системность ее реализации в образовательной среде. В заключении эссе, я хотела подчеркнуть важность работы механизма для командного взаимодействия в решении данной проблемы: изменяюсь я- изменяешься ты- изменяемся мы. Из этого следует, что изменение самого отношения к здоровому образу жизни будущего поколения формирует фундамент, прочность которого и является фактором защиты Российской Культуры.