Нина Мешаева
Здоровый образ жизни как фактор социализации дошкольников
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Н. А. Мешаева
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34 «Колокольчик» города Лесосибирска».
В статье представлен опыт работы с детьми и родителями по формированию ЗОЖ в дошкольном учреждении. Выявлена и обоснована необходимость сотрудничества педагогов с родителями.
Ключевые слова: ЗОЖ, валеологическое воспитание.
Публикация «Здоровый образ жизни как фактор социализации дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2020
Формирование здорового образа жизни детей – задача совместная и дошкольных и школьных учреждений, и, конечно семьи. ЗОЖ-«избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного, физического развития детей, для их здоровья в будущем. Многих проблем у взрослых людей можно было бы избежать, если с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой пище, привили любовь к спорту и двигательной активности. При этом, безусловно на первом месте – личный пример со стороны взрослых в плане ведения здорового образа жизни.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В связи с этим я решила углубленно работать над организацией разносторонней деятельности детей дошкольного возраста, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
Одной из основных целей моей работы считаю формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.
Свою работу осуществляю по следующим направлениям:
• Изучение нормативной базы по данной проблеме, ознакомление с опытом работы педагогов других дошкольных учреждений.
• Создаю и пополняю развивающую среду по воспитанию валеологической культуры у дошкольников. В группе имеется физкультурный уголок, подобрана художественная литература и наглядный дидактический материал для детей, так как развивающая среда - это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует.
• Провожу мониторинг по картам наблюдения за воспитанниками по изучению особенностей мотивации к здоровому образу жизни, особенностей ценностного отношения детей к своему здоровью. Ведущими методами являются наблюдение за поведением ребенка, индивидуальные беседы с детьми, и на основе этого строится дальнейшая работа по приобщению детей к ЗОЖ.
• Налаживаю доверительный контакт с родителями моих воспитанников. Использую анкетирование, опросники, индивидуальные беседы, организую совместные мероприятия по приобщению к здоровому образу жизни.
Для более эффективного решения образовательных задач область «Здоровье» интегрируется с областями «Познание» (расширяю у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ, «Социализация» (формирую первичные ценностные представления о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ, «Безопасность» (формирую основы безопасности собственной жизнедеятельности, в т. ч. здоровья, «Коммуникация» (способствую развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека, «Чтение художественной литературы» (использую чтение художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье», «Физическая культура» (развиваю физические качества и накапливаю двигательный опыт, как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья детей).
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:
• В режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, дневной сон.
• В учебно-воспитательном процессе: гимнастика, релаксация, минутки здоровья, физминутки, динамические паузы, образовательная деятельность с дошкольниками.
• Значительное место занимают проведение занятий с детьми различного характера: познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, музыкально-ритмические и т. д.
С целью закрепления у детей начальных представлений о ЗОЖ мною было разработано перспективное планирование по теме «Формирование у детей дошкольного возраста потребности в ЗОЖ через валеологическое образование» и организован кружок «Винни - Пух». Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ЗОЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Поэтому познавательные занятия разнообразны по форме : дидактические игры, самостоятельные исследования, викторины, игры-путешествия и т. п.
Сотрудничество с родителями.
Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями, а ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны, и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.
Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Поэтому, без сотрудничества родителей валеологическое воспитание детей в детском саду невозможно. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни [1]
Источником информации для родителей в моей группе служит родительский уголок. Содержание родительского уголка всегда ярко и интересно представлено, чтобы родители увидели маленькую задачу и пути ее решения. В них, как правило, отражаются вопросы, связанные с диагностикой здоровья, физического и двигательного развития детей, проблемы воспитания и развития. Специально для родителей было оформлено несколько выпусков газет: «Здоровый образ жизни дошкольника», «Газета для любознательных родителей» и др.
Особой формой наглядной пропаганды здорового образа жизни и сохранения здоровья детей среди родителей являются буклеты. Материал для них тщательно подбираю, оформляю и включаю в план работы с родителями. Практика работы показала, что буклеты помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. Тематика их разнообразна : «Нетрадиционные методы закаливания». «Игры, которые лечат», «Комплекс дыхательной гимнастики», «Ухо - это орган слуха» и др.
Родители участвовали в изготовлении нестандартного спортивного оборудования, получая, таким образом, знания об его использовании не только в детском саду, но и способах применения дома для развития физических качеств и оздоровления детей. Помимо этого, для родителей планировала и проводила тематические собрания, на которых показывались видеоматериалы работы с детьми по ЗОЖ. Данные виды деятельности не только способствуют физическому развитию и оздоровлению дошкольников, но и создают положительный настрой у детей, бодрое, радостное настроение и вызывает желание заниматься, играть вместе со всеми. Я считаю, если ребенок получает положительные эмоции, то у него будет желание заниматься и в дальнейшем, он поделится своими впечатлениями с родителями и заинтересует их.
Таким образом, совместная работа и создает фундамент культуры здорового образа жизни. Любой воспитательно – образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения.
Список литературы:
1. Голицина Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа у малышей/ Н. С. Голицына, И. М. Шумова. -М. : Издательство «Скрипторий», 2007
2. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и др. -СПб. : Детство- Пресс,2002