Папки-передвижки

Здоровый образ жизни как фактор социализации дошкольников

Нина Мешаева
Здоровый образ жизни как фактор социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Н. А. Мешаева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34 «Колокольчик» города Лесосибирска».

В статье представлен опыт работы с детьми и родителями по формированию ЗОЖ в дошкольном учреждении. Выявлена и обоснована необходимость сотрудничества педагогов с родителями.

Ключевые слова: ЗОЖ, валеологическое воспитание.

Публикация «Здоровый образ жизни как фактор социализации дошкольников» размещена в разделах

Формирование здорового образа жизни детей – задача совместная и дошкольных и школьных учреждений, и, конечно семьи. ЗОЖ-«избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного, физического развития детей, для их здоровья в будущем. Многих проблем у взрослых людей можно было бы избежать, если с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой пище, привили любовь к спорту и двигательной активности. При этом, безусловно на первом месте – личный пример со стороны взрослых в плане ведения здорового образа жизни.

Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В связи с этим я решила углубленно работать над организацией разносторонней деятельности детей дошкольного возраста, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.

Одной из основных целей моей работы считаю формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накопление знаний о здоровье.

Свою работу осуществляю по следующим направлениям:

• Изучение нормативной базы по данной проблеме, ознакомление с опытом работы педагогов других дошкольных учреждений.

• Создаю и пополняю развивающую среду по воспитанию валеологической культуры у дошкольников. В группе имеется физкультурный уголок, подобрана художественная литература и наглядный дидактический материал для детей, так как развивающая среда - это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует.

• Провожу мониторинг по картам наблюдения за воспитанниками по изучению особенностей мотивации к здоровому образу жизни, особенностей ценностного отношения детей к своему здоровью. Ведущими методами являются наблюдение за поведением ребенка, индивидуальные беседы с детьми, и на основе этого строится дальнейшая работа по приобщению детей к ЗОЖ.

• Налаживаю доверительный контакт с родителями моих воспитанников. Использую анкетирование, опросники, индивидуальные беседы, организую совместные мероприятия по приобщению к здоровому образу жизни.

Для более эффективного решения образовательных задач область «Здоровье» интегрируется с областями «Познание» (расширяю у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ, «Социализация» (формирую первичные ценностные представления о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ, «Безопасность» (формирую основы безопасности собственной жизнедеятельности, в т. ч. здоровья, «Коммуникация» (способствую развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека, «Чтение художественной литературы» (использую чтение художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье», «Физическая культура» (развиваю физические качества и накапливаю двигательный опыт, как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья детей).

Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

В режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, дневной сон.

В учебно-воспитательном процессе: гимнастика, релаксация, минутки здоровья, физминутки, динамические паузы, образовательная деятельность с дошкольниками.

Значительное место занимают проведение занятий с детьми различного характера: познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, музыкально-ритмические и т. д.

С целью закрепления у детей начальных представлений о ЗОЖ мною было разработано перспективное планирование по теме «Формирование у детей дошкольного возраста потребности в ЗОЖ через валеологическое образование» и организован кружок «Винни - Пух». Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ЗОЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Поэтому познавательные занятия разнообразны по форме : дидактические игры, самостоятельные исследования, викторины, игры-путешествия и т. п.

Сотрудничество с родителями.

Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями, а ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны, и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.

Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который выступает в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Поэтому, без сотрудничества родителей валеологическое воспитание детей в детском саду невозможно. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни [1]

Источником информации для родителей в моей группе служит родительский уголок. Содержание родительского уголка всегда ярко и интересно представлено, чтобы родители увидели маленькую задачу и пути ее решения. В них, как правило, отражаются вопросы, связанные с диагностикой здоровья, физического и двигательного развития детей, проблемы воспитания и развития. Специально для родителей было оформлено несколько выпусков газет: «Здоровый образ жизни дошкольника», «Газета для любознательных родителей» и др.

Особой формой наглядной пропаганды здорового образа жизни и сохранения здоровья детей среди родителей являются буклеты. Материал для них тщательно подбираю, оформляю и включаю в план работы с родителями. Практика работы показала, что буклеты помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. Тематика их разнообразна : «Нетрадиционные методы закаливания». «Игры, которые лечат», «Комплекс дыхательной гимнастики», «Ухо - это орган слуха» и др.

Родители участвовали в изготовлении нестандартного спортивного оборудования, получая, таким образом, знания об его использовании не только в детском саду, но и способах применения дома для развития физических качеств и оздоровления детей. Помимо этого, для родителей планировала и проводила тематические собрания, на которых показывались видеоматериалы работы с детьми по ЗОЖ. Данные виды деятельности не только способствуют физическому развитию и оздоровлению дошкольников, но и создают положительный настрой у детей, бодрое, радостное настроение и вызывает желание заниматься, играть вместе со всеми. Я считаю, если ребенок получает положительные эмоции, то у него будет желание заниматься и в дальнейшем, он поделится своими впечатлениями с родителями и заинтересует их.

Таким образом, совместная работа и создает фундамент культуры здорового образа жизни. Любой воспитательно – образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения.

Список литературы:

1. Голицина Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа у малышей/ Н. С. Голицына, И. М. Шумова. -М. : Издательство «Скрипторий», 2007

2. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и др. -СПб. : Детство- Пресс,2002

Публикации по теме:

Консультация «Здоровый образ жизни» Известно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в раннем детстве. Для сохранения и укрепления здоровья детей необходимо придерживаться.

Фотоотчет «Здоровый образ жизни»Фотоотчет «Здоровый образ жизни» Свежий воздух и лыжи вот та здоровая привычка необходимая нашим детям, чтобы бороться с инфекциями и возбудителями- микробами и бактериями.

Акция по формированию представления у дошкольников ЗОЖ «Мы за здоровый образ жизни»Акция по формированию представления у дошкольников ЗОЖ «Мы за здоровый образ жизни» В рамках Акции "Мы за здоровый образ жизни", целью которой является формирование представления у дошкольников о здоровом образе жизни, умение.

Лэпбук «Мы за здоровый образ жизни»Лэпбук «Мы за здоровый образ жизни» Лэпбук «Мы за здоровый образ жизни" В жизни главное — здоровье, Согласитесь, господа. И к нему с большой любовью Надо относиться нам всегда.

«Здоровый образ жизни». Лэпбук«Здоровый образ жизни». Лэпбук "Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства" Д. Леббок Отношение к жизни у детей начинает.

Лэпбук «Здоровый образ жизни»Лэпбук «Здоровый образ жизни» Быть здоровым – это модно! Дружно, весело, задорно Становитесь на зарядку. Организму – подзарядка! Знают взрослые и дети Пользу витаминов.

Фотоотчет «Мы за здоровый образ жизни!»Фотоотчет «Мы за здоровый образ жизни!» Хорошо здоровым быть! Соков надо больше пить! Гамбургер забросить в урну, И купаться в речке бурной! Закаляться, обливаться, Спортом разным.

Фотоотчет «Мы за здоровый образ жизни»Фотоотчет «Мы за здоровый образ жизни» ЗДОРОВЬЕ ребенка – ЭТО самое ценное сокровище которым обладают родители. Самые счастливые родители те, дети которых здоровы. Занятие спортом.

Стенгазета «Здоровый образ жизни»Стенгазета «Здоровый образ жизни» Наверное, нет задачи более важной и вместе с тем сложной, чтобы вырастить - здорового человека и не просто здорового, а понимающего важность.

Стих «Здоровый образ жизни» За здоровый образ жизни надо агитнуть. И талантом к рифмоплетству хочется блеснуть. Всем зарядкой заниматься надо по утрам И на лыжах с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровый образ жизни как фактор социализации дошкольников
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 09:16
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровый образ жизни как фактор социализации дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Нина Мешаева (УИ 2004190) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД