Киселёва Татьяна Викторовна
Общешкольный проект «Здоровое питание — здоровый человек!»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Быть ЗДОРОВЫмивоВСЕм»
«Здоровое питание - здоровый человек!
Цель проекта :
Сравнить продукты питания и определить, какие из них полезны, а какие нет, а также доказать, что правильное питание – залог крепкого здоровья.
Задачи проекта :
проанализировать научную информацию о правильном питании;
выяснить основные причины заболевания органов пищеварения;
Публикация «Общешкольный проект „Здоровое питание — здоровый человек!“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Начальная школа. 1-4 классы
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
описать питание с точки зрения важнейшего фактора, влияющего на здоровье;
провести просветительскую работу по материалам проекта среди начальных классов
Использованные средства:
Справочная литература;
Сеть интернет;
Опрос одноклассников;
Беседы с медицинской сестрой школы
Объект исследования: ученик школы
Предмет исследования: правильное питание
Методы исследования:
-чтение и анализ литературы по теме;
-анализ результатов исследования питания.
Тип проекта : исследовательский проект
Форма проекта : социальный ролик
Актуальность проекта :
С самого раннего детства у ребенка формируются пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья и школа. Именно в школьном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании и здоровом образе жизни.
Правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, важнейшее условие нашего здоровья.
Пища - необходимое и первое условие жизни. Но только здоровая и правильно сбалансированная пища делает нас здоровыми и сохраняет молодость на долгие годы.
Люди в наше время редко задумываются, что 70% всех болезней и визитов на прием к врачу связаны именно с нежеланием людей соблюдать основы правильного питания. Половина причин болезней, которые приводят к смертельному исходу, таких как рак, диабет, инсульт напрямую связана с неправильным питанием.
По статистике заболевания желудочно-кишечного тракта являются самыми распространенными в детском возрасте. Особенно часто им подвержены дети в возрасте 6-12 лет, а ученые утверждают, что вскоре каждый второй школьник будет страдать от лишнего веса.
В нашем проекте мы рассмотрели продукты питания с точки зрения пользы и вреда, а также выяснили, знают ли ученики нашего класса о том, как соблюдать режим питания и какие продукты вредят организму.
Как надо питаться, чтобы быть и оставаться здоровым?
По статистике, более половины взрослого населения земли имеют лишний вес, а ученые утверждают, что вскоре каждый второй школьник будет страдать от лишнего веса.
Гипотеза
Существует прямая связь между питанием и здоровьем, если выработать у учащихся стойкие навыки правильного питания, то можно избежать заболеваний желудочно-кишечного тракта. Если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, веселыми и лучше успевать в учебе.
Современный человек в сутки потребляет около 800 граммов пищи и 1,5–2 литра воды.
Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.
Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств, таких как: ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, повышенное давление и рак.
Соблюдая основные принципы здорового питания :
• учёт индивидуальных особенностей
• разнообразие рациона
• активный режим
• самоконтроль
• дробность питания
Вы добьетесь прекрасных результатов.
Эффективность здорового питания увеличивается, если его сочетать с физическими упражнениями и занятиями спортом, активными видами деятельности, прогулками на свежем воздухе. Показателями правильного проведения здорового питания и его положительных результатов являются: крепкий сон, хороший аппетит, улучшение самочувствия, повышение работоспособности и выносливости, чувство легкости и др. Появление бессонницы, раздражительности, снижение аппетита, падение работоспособности и т. д. указывают на неправильное проведение. В этих случаях необходимо изменить подход и обратиться к врачу.
Здоровое питание оказывает улучшающее действие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует обмен веществ, а так же способствует повышению физической и умственной работоспособности.
Общие принципы здорового питания
В основе здорового питания лежит всегда желание и цель. Начиная, запомните несколько простых правил:
• Пища должна поступать в организм регулярно, мелкими (дробными) порциями
• Пища должна быть разнообразной: мясо, рыба, хлеб, молочные продукты, крупы, овощи, фрукты. Вопрос только в количестве, качестве еды и в пропорциональном содержании продуктов.
• Вечерняя порция (ужин) должна быть по калорийности меньше остальных.
• Умеренность и разнообразие в пище помогут сохранить молодость и здоровье.
• Овощи и фрукты должны количественно преобладать над мясными продуктами.
• Рыбы должно быть больше, чем мяса.
• Алкоголь нужно употреблять в умеренных дозах.
• Нужно отдавать предпочтение растительным жирам.
• В рационе обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты (кефир, ряженка, нежирный творог).
• Сахар лучше заменить медом, или употреблять в незначительных количествах.
• Обязательно включайте в свой рацион различные крупы, особенно овсяную, гречневую и пшенную.
• Вареная и приготовленная на пару пища должна преобладать над жаренной.
• Разнообразнейшие приправы (карри, гвоздика, имбирь, красный, черный и белый перец, лавровый лист, розмарин, мускатный орех, майоран, кориандр, душица, мелисса, эстрагон и т. д.) должны употребляться чаще, чем соль (а то и вовсе заменять соль).
Результаты исследования режима питания
и пищевых предпочтений в классе
9 чел. - люблю фрукты (14%)
10 чел. - люблю пиццу и бутерброды (36%)
5 чел - люблю суп (32%)
4 чел. - люблю кефиры и йогурты (18%)
5чел. - ем 3 раза в день (18%)
15 чел. - ем 5 раз в день (56 %)
7 чел. - ем 3 раза в день и перекусываю (26%)
Вывод по питанию в классе
Как видно из диаграмм, учащиеся 5 Ж класса отдают предпочтение пицце и бутербродам, что плохо влияет на их самочувствие и на здоровье пищеварительной системы. Однако не малая часть ребят любит фрукты и регулярно употребляет их в пищу. Супы едят мало, нужно рекомендовать ребятам есть больше жидкой пищи, так как она лучше усваивается организмом и благоприятна для желудка. Много детей в классе питаются неправильно и ведут не правильный режим питания.
Родителям и самим ребятам нужно следить за своим питанием, придерживаться режима, приучать свой организм есть по часам. Тем не менее, правильного питания придерживается большая часть класса. У ребят не всегда есть возможность поесть вовремя. Причины тут самые различные, от загруженности на различных секциях и кружках до нежелания есть «правильную еду».
Чтобы закрепить знания у участников проекта и передать их слушателям, ребятами было смонтировано видео, в котором в стихотворной форме обыгрывалось представление о правильном питании (см. приложение 1)
Рекомендации по здоровому питанию
Многим людям свойственно питаться нерегулярно, поскольку далеко не всегда у них есть время на полноценный завтрак, обед, ужин. Поэтому, решившись перейти на систему дробного здорового питания, хорошо подумайте, как вы это реализуете.
1. Самый оптимальный вариант – готовить еду заранее и брать с собой в контейнере, чтобы если вдруг не будет возможности зайти куда-нибудь перекусить, вы не пропустили плановый прием пищи.
2. Не есть за 3-4 часа до сна;
3. Как можно больше есть свежих овощей и фруктов;
4. Есть не спеша, прислушиваясь к чувству насыщения;
5. Употреблять только натуральные злаки, хлеб с отрубями, молочные продукты с малым процентом жирности;
6. Сократить порции (вдвое) употребляемых блюд
7. Жирное мясо (баранина, свинина) замените нежирными сортами (кролик, телятина).
8. Вместо рафинированного сахара отдайте предпочтение натуральному.
9. Вместо простых углеводов используйте сложные. Откажитесь от сладостей, белого хлеба и хлебобулочных изделий. На смену им должны встать каши, крупы, хлопья, мюсли без сахара, цельно зерновой хлеб и хлеб с отрубями).
10. Обязательны в ежедневном рационе свежие овощи, фрукты и ягоды.
11. Минимум 1 раз в неделю на столе должна присутствовать рыба. И лучше, если она морская.
12. Постарайтесь заменить основную часть животных жиров на растительные. Первых должно быть не более 20% от общего количества.
13. Пользуйтесь сезонными продуктами. Пришло время яблок – наедайтесь яблоками, поспела клубника – ешьте клубнику.
14. Делайте заготовки на зиму. Сушите грибы, мясо и рыбу. Замораживайте фрукты, овощи и травы. Среди зимы можно варить компоты из фруктов и добавлять лук и укроп в супы.
15. Хорошо пережёвывайте пищу во время еды. Процесс пищеварения и усваивания начинается уже в ротовой полости. А чем меньше получатся кусочки, тем проще организму будет их переработать.
16. Учитывайте оптимальную температуру принимаемой пищи. Если блюдо горячее, то оно должно быть в пределах 37-38 градусов. Холодные блюда и закуски около 15 градусов.
17. В суточном рационе обязательно наличие мяса/птицы, молочных продуктов, круп, овощей, фруктов/ягод, яиц/рыбы.
Вывод:
Питание является важнейшим фактором внешней среды, воздействующим на состояние растущего организма и его развитие.
• Для правильной жизнедеятельности растущего организма необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, полноценным.
• Если ребенок остается в школе на полный день надо обязательно скушать в школе горячий обед.
Можно ясно определить, что около 80 % учащихся не следят за своим рационом, считая его не обязательным и находя множество причин невозможности здорового питания. В семьях не ведутся разговоры о здоровом образе жизни, родители не приучают детей с детства питаться правильно.
Список литературы
1. Безруких, М. М., Макеева, А. Г., Филиппова, Т. А. Разговор о здоровье и правильном питании / Методическое пособие. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 80
2. Эвенштейн З. М., «Основы рационального питания», 1989 г.
Интернет-ресурсы:
3. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proekt_zdorovoe_shkolnoe_pitanie_062948.html
4. https://vitadieta.ru/diets/rekomendacii-po-zdorovomu-pitaniyu/
5. https://pitall.ru/zdorovoe-pitanie/rekomendatsii-po-zdorovomu-pitaniyu
Приложение 1
1)Если хочешь быть здоровым,
Не хандрить и не болеть,
Все проблемы эти в жизни,
Можно с честью одолеть!
2) Вкусной, правильной едою,
Что энергию несет,
Она дарит нам здоровье,
Силу, бодрость придает!
3) Так давайте впредь ребята,
С такой пищею дружить,
И тогда проблемы в жизни,
Будет проще пережить!
4.) Всякий раз, когда едим,
О здоровье думаем :
«Мне не нужен жирный крем,
Лучше я морковку съем».
5) Чтобы хворь вас не застала,
В зимний утренний денек,
В пищу, вы употребляйте
Лук зеленый и чеснок.
6) В жизни нам необходимо
Очень много витаминов.
Всех сейчас не перечесть,
Нужно нам их больше есть.
7) Ешьте овощи и фрукты —
Они полезные продукты!
Конфеты, пряники, печенье
Портят зубкам настроение.
8) Кушай овощи, дружок,
Будешь ты здоровым!
Ешь морковку и чеснок,
К жизни будь готовым!
9.) Мясо, овощи и фрукты —
Натуральные продукты,
А вот чипсы, знай всегда,
Это вредная еда.
10.) Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
11)Земляника, свёкла, печень
От болезней вас излечит.
Салат, шпинат и авокадо –
Мы снова жизни будем рады!
12) Каждый знает, что питаться
Нужно правильно всегда:
Огурцы, капуста, яйца,
Родниковая вода.
13) Если вас тревожит бледность
Не хватает Вам железа.
Рожь, петрушка и грибы
Вам помогут в форме быть.
14.) Если с кожей случилась беда
Поможет фолиевая кислота
Кушай яйца, почки, сыр –
Пригласи друзей на пир!
15) И тогда ты, непременно,
Будешь весел, свеж и бодр,
И здоровьицем отменным
Всем микробам дашь отпор!