Kuznecova
Здоровьесбережение детей дошкольного возраста через кинезиологические упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Работая воспитателем в детском саду мне всегда была интересна тема физического развития детей с применением современных инновационных технологий, так как современные инновационные технологии дают возможность детям заниматься физкультурой с радостью и с интересом, без напряжения, с желанием освоить тот или иной вид технологии.
Публикация «Здоровьесбережение детей дошкольного возраста через кинезиологические упражнения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности.
На сегодняшний день одна из основных задач развития страны -сохранение и укрепление здоровья детей. Она гарантируется и регламентируется такими нормативно-правовыми документами, как 273-Закон «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
В своей работе я используют здоровьесберегающую технологию «Кинезиология». Данная технология позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития..
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи. Взрослым важно поддерживать и обеспечиво развитие как умственных, так и речевых способностей дошкольников. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.
В условиях работы по ФГОС ДО все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. При выборе технологии мы ориентировались на требования, выделенные на слайде.
Исходя из них, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, мы используем кинезиологию, которая является здоровьесберегающей, инновационной технологией.
«Кинезиология» - наука о развитии головного мозга, умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения - это комплекс упражнений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, различные отделы больших полушарий, в том числе и речевые.
Развитие речевых способностей воспитанников стало более продуктивно при включении в структуру организованной деятельности кинезиологических упражнений, направленных на развитие не только межполушарного взаимодействия, речевых центров, но и развитие внимания, памяти, мелкой моторики, формирование произвольности, активизация мышления.
Для подготовки к успешному обучению в школе у дошкольников должны сформироваться стойкие нейронные связи, межполушарная ассиметрия.
В своей работе мы не раз сталкивались с тем, что дети 5-7 лет, научившись писать, зеркалят буквы и цифры. Если нет серьезных нарушений - дисграфия или других неврологических проблем, у детей еще не сформирована зрелая связь между полушариями головного мозга, межполушарная асимметрия. Полушария мозга имеют разные функции, они управляют разными видами деятельности. От того, какое из полушарий наиболее развито у человека (в силу ли врожденных свойств, в силу ли воспитания, зависит его индивидуальность, особенности его восприятия.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме человека происходят положительные структурные изменения, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет расширить границы возможностей мозга ребенка.
Кинезиологические упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, речи, письма, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Упражнения проводятся ежедневно утром, в доброжелательной обстановке, по 5-10 минут или в середине занятия 1-3 минуты. От детей требуется точное выполнение движений и приёмов. Упражнения проводятся стоя и сидя за столом, сидя и лежа на ковре.
Виды кинезиологических упражнений подразделяются на 5 групп.
В первую группу комплекса кинезиологических упражнений входят : -«Растяжки». Они нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
Например «Тряпичная кукла и солдат», «Сорви яблоко».
«Тряпичная кукла и солдат». Вначале игры взрослый демонстрирует детям две игрушки: оловянного солдатика и тряпичную куклу, подробно разбирая, как нужно стоять на плацу солдату- вытянувшись в струнку и замереть, и как выглядят руки, ноги, шея у тряпичной куклы. Игра начинается когда взрослый скажет слово «солдат». После того как ребенок постоит в напряженной позе, по стойке смирно, звучит другая команда –«тряпичная кукла». Выполнив ее, дети должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед, так чтобы руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Затем игроки снова должны стать солдатами.
«Сорви яблоко». Игра начинается с просьбы взрослого представить себе, что перед нами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками.
Инструкция. «Яблоки висят прямо над головой,но без труда достать их неудается. Видишь, вверху справо висит большое яблоко. .Потянись правой рукой как можно выше, потянись на носочках и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Нагнись и положи его на траву. Теперь медленно выдохни. Тоже делаем другой рукой, и т. д.»
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Например: «Сдуй листочки со стола», «Футбол», «Мыльные пузыри».
«Летящая бабочка». Делаем глубокий вдох и одним выдохом (через рот) отправить бабочек в полет.
«Свеча». Упражнение выполняется сидя за столом. «Представьте что перед вами стоит свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть её»
«Шторм». Делаем глубокий вдох и дуем через трубочку в стакан с водой. Воздух можно выдувать с разной силой.
«Прятки». Сидя на ковре, за столом, стоя- держим квадратный платочек перед своим лицом. «Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом сдвинуть ткань с места, чтоб все увидели ваши глазки, ваше лицо»
Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие. Например, упражнения : «Волшебные кнопки», «Точечный массаж»,.
• Способствуют обогащению мозга кислородом
• Улудшает восприятие информации
• Выполняется перед чтением или деятельностью,требующей зрительного напряжения.
• Способствует продуктивной работе.
• «Крюки»
• Углубляет позитивное отношение.
• Поднимает настроение
• Позволяет следовать поставленной цели.
Также снимаются непроизвольные непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Например упражнения : «Перекрестный шаг», «Колпак мой треугольный», «Зеркальное рисование».
Когнитивные упражнения «Колпак мой треугольный» (старинная игра). Дети становятся в круг. Дети хором произносят: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется еще раз, но дети по инструкции воспитателя слово «колпак» заменяют жестом (смыкают руки над головой, имитируя колпак). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова «колпак» (руки над головой) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются жестом три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изобразить треугольник руками).
«Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Перекрестный шаг». Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
«Глазодвигательные упражнения» – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие. «Волшебные восьмерки» :
Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности, теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.
«Колечко» : Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
«Ухо – нос-хлопок». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот. «Змейка». Руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
«Кулак - ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (,кулак - ребро - ладонь, произнося их вслух или про себя.
«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
«Веселые обезьянки». Детям предлагают левой рукой взяться за кончик носа. А правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Перекрестные движения». Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
«Горизонтальная восьмерка». Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки.
«Гимнастика для глаз». Выполните плакат - схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т. д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения упражнения : вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против не, по траектории " восьмерки ". Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 - коричневый, № 3 - красный, № 4 - голубой, № 5 - зеленый. Упражнения выполняются только стоя.
Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии Упражнение для развития памяти Открывайся, третий глаз, Научи скорее нас. (массажируем точку на переносице) Лучше станет наша память. Вы проверьте это сами. (массажируем точки на висках) Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.
Пальчиковая гимнастика «Если пальчики грустят – Доброты они хотят». (пальцы плотно прижимаем к ладони) Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит. (трясем кистями) Наши пальцы пожалеем – Добротой своей согреем. («моем» руки, дышим на них) К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, 1 вверху, 1 внизу.) Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью) Пусть обнимутся ладошки, Поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать) пальцы двух рук быстро легко стучат Каждый пальчик нужно взять И покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачке)
Точечный массаж «На полянке стоит дом». В этом доме умный гном. (массажируем точку между бровей) Он в окошечки глядит, Что увидит — говорит. (массажируем точки на висках)
Стимулируют межполушарную асимметрию психических процессов — распределение психических функций между левым и правым полушариями мозга.
В детском саду разработаны методические рекомендации, картотека, схемы, демонстративный материал с упражнениями по возрастам, размещенный в родительских уголках. Приложение №
Маленьким детям характерна непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам.
В детском саду разработаны методические рекомендации, картотека, схемы, демонстративный материал с упражнениями по возрастам, размещенный в родительских уголках.
Дети, у которых дольше сохраняется правополушарная специализация мозга, придя в школу, не так хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова, часто зеркалят на письме, им тяжело дается таблица умножения.
С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Все это помогает ребенку в дальнейшем, легче адаптироваться к школьному обучению.
Нормальная психологическая деятельность предполагает совместную работу обоих полушарий головного мозга. Между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию. Это сложный и поэтапный процесс. И мы должны действовать вместе – педагоги и родители, чтобы вовремя провести профилактику или оказать помощь ребенку.
Особые правила здоровьесберегающей системы отношений
- принимаем ребенка таким, каков он есть;
- чувствуем и понимаем причины поступка ребенка, которые зачастую являются необходимым отреагированием его душевного состояния;
- вместе с детьми на равных участвуем в игровой деятельности, отдавая инициативу детям;
- уважаем личность ребенка, т. е. привлекаем его к процессу деятельности;
- все усилия направляем на изменение душевного состояния детей, эмоциональную поддержку, выработку у детей гуманных форм поведения;
- помним главное: здоровьесберегающим и оздоравливающим является сам процесс физической деятельности в атмосфере душевной теплоты, доброжелательности, а не его результат
Работа с родителями
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей мы проводим :-
-Родительское собрание: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» Приложение №
- Консультации : «Какое место занимает физическая культура в вашей в вашей семье»
- «Как проводить закаливание ребенка в домашних условиях?»
- «Профилактика плоскостопия / нарушения осанки».
- «Как сохранить зрение?»
- «В какие подвижные игры поиграть с ребенком на прогулке»
- «Круглые столы» : «Использование кинезеологических упражнений для развития речи детей, в домашних условиях», «Логоретмические упражнения в
- Онлайн- консультации : «Как заинтересовать детей заниматься спортом»
-Онлайн-просмотры детской деятельности: зарядка, досуговая деятельность, занятия.
- физкультурные конкурсы и досуги; - папки-передвижки; «Доктор лимон», «Все о бронхите узнать не хотите?», «Продукты-чемпионы», «Стресс и здоровье»; «Примеры кинезеологических упражнений», размещение информации в «Уголка здоровья.»
- беседы
- нетрадиционные формы работы с родителями (мастер-классы, тренинги и др.) Семинары-практикумы и тренинги с разбором проблемных ситуаций, решением педагогических кроссвордов и т. д
В детском саду открыт сайт детского сада где родители могут задать вопрос по здоровьесберегающим технологиям, работает консультативный пункт для родителей.
Информационно-просветительская работа знакомит родителей с инновационными оздоровительными технологиями, различными формами деятельности по физиологическому воспитанию детей в дошкольном учреждении, таким образом содействует формированию у родителей ценностного отношения к здоровью в целом.
Информирование о физическом развитии, о состоянии здоровья об уровне двигательной подготовленности ребёнка, привлекает родителей к участию в различных формах совместной деятельности, способствует повышению их грамотности в вопросах использования современных оздоровительных средств в домашних условиях.
Возможность применения инновационных здоровьесберегающих технологий другими педагогами:
Ожидаемые результаты:
1. Повысился уровень психического и физического здоровья детей. Сформирована привычка к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Дети с удовольствием выполняют предложенные упражнения и задания по нетрадиционной технологии
2. Развито мышление, воображение, находчивость и познавательная активность, расширен кругозор;
• сформированы навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
• у детей появилась раскрепощенность и творчество в движениях;
• у детей развито лидерство, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия
- снизился уровень частых простудных заболеваний в группе;
- повысилась общая посещаемость в группе;
- снизилась непосещаемость детей из-за ОРВИ, ОРЗ, ларингита, тонзиллита;
- у детей группы повысилась самооценка в выполнении физических упражнений;
- появился интерес к занятиям физкультурой;
- появился интерес к различного рода гимнастикам (зрительным, корригирующим, дыхательным);
- появился интерес к закаливающим процедурам;
- сформировалось понятие «здорового образа жизни»
Закончить хотелось бы словами Гиппократа: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя д/с., М. : Просвещение, 1986.
Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2008.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. : Мозайка-синтез, 2016.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). М. : ВЛАДОС, 2002.
Тарабарина Т. Н. Развитие ребенка. Ярославль: Академия развития, 2006.
Тихомирова Л. Ф. Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Ярославль, 1997.
Кудрявцев В. Т., Нестерюк Т. В., «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М. ,1997 г.
Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., " Просвещение" 1972.
Лобынько Л. В. Обеспечение здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. - Мн. : Зорныверасень, 2006.
Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М., 2001 г.
Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М., 2000 г.
Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. - М. : Просвещение,
1986. С 3-7.
Полтавцева Н. В., Гордова Н. А. Физическая культура в дошкольном детстве. Москва «Просвещение» 2005.
Интернет-ресурсы.