Дерябина Оксана
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе и внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы здоровья уже вышли из ряда педагогических проблем и обрели социальное значение. Главным стало создание организационно-педагогических условий для здоровьебережения воспитанников и сотрудников.
В начальной школе – детском саду проблемы оздоравливания решаются следующим образом:
- коррекционная работа,
- оптимизация двигательной активности,
- использование здоровьесберегающих технологий в организации воспитательно – образовательного процесса.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе и внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В последние годы увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (эмоциональное расстройство, задержка психического и речевого развития) С таким детьми работаем следующим направлениям:
- коррекция психо-речевого развития,
- создание условий для психического благополучия,
- развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.
Организация воспитательно – образовательного процесса в условиях здоровьесбережения нашего учреждения носит характер последовательности, непрерывности.
Так в дошкольных группах основными педагогическими условиями здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
построение образовательного процесса в виде модели культуры;
организация творчества дошкольников;
оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями
Организация пространства жизнедеятельности детей по следующим направлениям:
1) зонирование группового помещения;
2) динамичность (гибкость) предметной среды;
3) условия, обеспечивающие эмоциальное благополучие ребенка и взрослого.
Организация всей работы по здоровьесбережению нашего учреждения предполагает комфортное вхождение каждого ребенка из дошкольного детства в мир учения.
Мы пришли к убеждению, что:
1. «Готовность к школе» - не сумма знаний, а развитие качеств, необходимых для осуществления новой деятельности, сформированности предпосылок деятельности учения. ребенок становится школьником, когда имеет соответствующую внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью.
2. важно сохранить самоценность каждого возрастного периода в развитии ребенка, формировать умение учиться как фундаментальное новообразование.
3. Необходимо развивать любознательность, способности, творческое воображение как основу познавательной активности будущего ученика, как средства, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной.
4. Нельзя недооценивать самодеятельные игры, конструирование, других видов художественной деятельности, т. е. того, чем была богата жизнь в детском саду и в чем, прежде всего, ребенок проявлял себя.
Оптимальным можно считать тот учебный процесс, который не приводит к перегрузке и в итоге способствует благоприятному развитию и сохранению здоровья учащихся.
Для снятия умственного напряжения, утомления на учебном занятии учителя, воспитатели, специалисты применяют эмоциональные разрядки: поговорка, высказывание, веселое четверостишие, юмористическая или поучительная картинка. На всем протяжении занятия педагоги стремятся обеспечить у детей положительную эмоциональную настроенность, что является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
Большое значение для сохранения и укрепление здоровья ребенка имеет правильная поза ученика во время занятий за столом. В целом можно отметить, что мебель соответствует росту детей, вернее стала соответствовать (последние 2 недели).
Все педагоги в целом используют учебное время рационально, применяя разноуровневые задания, одновременно организуя работу различных видов, что предупреждает утомляемость. Соблюдаются нормы усвоения нового материала, однообразной работы.
Педагоги стараются применять различные мотивации учебной деятельности, формировать интерес к материалу. Работа, выполняемая с интересом, меньше утомляет, чем скучная, малоинтересная. Интерес создает положительный эмоциональный тонус, повышает работоспособность. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом первого урока.
С целью обеспечения высокой работоспособности недопущения утомляемости педагоги применяют структурирование занятия. Используют оздоровительные моменты на уроке : физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз (Метка на стекле (по Аветисову, дыхательная гимнастика.
Отдельно хочется отметить роль музыки в осуществлении здоровьесбережения. Исследования современных ученых доказывают позитивное влияние музыки на развитие личности: звучание ударных инструментов придает человеку физические силы и уверенность в себе; звуки духовых инструментов оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы; развитию интеллектуальной сферы способствует клавишная музыка; струнная музыка развивает у человека чувство сострадания. Регулярные занятия вокалом согласовывают ритмы организма с ритмами окружающей среды (С. А. Шушаржан). Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы : память, внимание, восприятие (Л. П. Новицкая, А. Я. Дорман, Г. А. Березина).
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Использование музыки решает оздоровительно-профилактическую задачи, способствует созданию комфортных условий пребывания ребенка в детском саду:
• утренний отрезок времени: во время приема детей предлагается мажорная классическая музыка, солнечная песня с хорошим текстом, которые снимут психологическое напряжение, созданное необходимостью расставания с мамой;
• дневной сон: благотворно влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка расслабляет, снимает эмоциональное и физическое напряжение;
• пробуждение после дневного сна: тихая, нежная, легкая, радостная музыка (короткая пьеса или фрагмент музыкального произведения используется в течение одного месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания на знакомую мелодию) помогает малышам переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Под музыку проводится гимнастика.
Кроме того, на занятиях и уроках музыки музыкальный руководитель Т. Б. Макарова использует:
Валеологические песенки-распевки. поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами.
Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей. По рекомендации врача-педиатра на музыкальных занятиях используются упражнения дыхательной гимнастики: на развитие диафрагмально-брюшного дыхания; на тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Артикуляционная гимнастика Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В.
Речевые игры – позволяют детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки, развивает эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.
Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки. Музыка для фона подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритмического рисунка, содержанием текста (потешка про зайчика не должна произноситься в сопровождении медленной мелодии в низком регистре, а образу Медведя не подойдет скачкообразное движение высоких звуков).
Музыкотерапия в целом способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Говоря об инновациях в области сохранения и укрепления здоровья, нельзя не сказать о введении в воспитательно – образовательный процесс технологии «БОС-Здоровье» - учимся и оздоравливаемся.
В 2012-13 учебном году воспитатель Рябова Н. А. (биолог по образованию) прошла курсовую подготовку, организованную Российской Ассоциацией Биологической Обратной связи. Это технология Александра Сметанкина «БОС-Здоровье» (БОС — биологическая обратная связь, позволяющей оздоровить детей и значительно повысить эффективность их обучения. Задачи уроков Здоровья по методу БОС :
1. оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка;
2. повышение уровня концентрации внимания и успеваемости;
3. обучение произвольной регулирования функциями организма с целью профилактики неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии;
4. снижение заболеваемости.
Эта методика позволяет :
-овладеть техникой диафрагмально-релаксационного дыхания, которое является основой поддержания и укрепления здоровья.
- формировать навыки диафрагмально-релаксационного дыхания, Достигается путем упражнений.
- работать над основными компонентами речи.
Занятия проводим по подгруппам 2 – 3 раза в неделю с 5 лет. Причем как самостоятельные, так и часть занятий по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим, музыке.
Уроки здоровья, полученные в детстве, усваиваются на всю жизнь – как азбука или таблица умножения. Так закладывается культура здорового образа жизни