Ксения поспелова
Здоровьесберегающие технологии в работе с малышами
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в работе с малышами
Поспелова К. А., воспитатель МКДОУ
№ 2 «Родничок» г. Шадринск
Важной задачей, на решение которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с малышами» размещена в разделах
Когда ребенок поступает в дошкольную образовательную организацию, в его жизни происходит множество изменений, начиная со строгого режима дня, отсутствия родителей в течение 9 и более часов, новыми требованиями к поведению, заканчивая постоянным контактом со сверстниками, новым помещением, другим стилем общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д. [2, с. 840].
В возрасте 2–4 лет у ребенка проявляются специфические возрастные характеристики. Этот период связан с обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольной образовательной организации проходит крайне болезненно. И от этого страдают не только дети, но и родители.
Целью данной статьи является исследование вопроса, как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми? Как сохранить эмоциональное и физическое здоровье малышей?
Для решения этих проблем в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для комфортного пребывания детей, а также их всестороннего развития.
Во-первых, здоровьесберегающие технологии могут быть связаны с медицинскими аспектами[1, с. 83] :
- соблюдение температурного режима,
- проветривание, согласно СанПиН,
- облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения,
- утренняя гимнастика, гимнастика после сна,
- закаливающие процедуры (согласно возрасту детей,
- правильная организация прогулок и их длительность,
- соблюдение сезонной одежды воспитанников,
- дыхательная и пальчиковая гимнастика,
- физкультурные минутки
Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Дополнительная цель таких занятий – через создание зоны ближайшего развития способствовать психическому и личностному росту ребенка, тем самым, помогая ему адаптироваться к условиям дошкольной образовательной организации.
Во-вторых, проведение организованной здоровьесберегающей деятельности в форме игры. Организованная деятельность проводятся с детьми 2-4 лет 1 раз в неделю. Продолжительность одной игровой ситуации 5-8 минут. Все игровые ситуации имеют гибкую структуру, наполненную разным содержанием. Каждая организованная деятельность состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно [2, с. 840].
Каждая игровая ситуация обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
- упражнения на мышечную релаксацию снижают уровень возбуждения, снимают напряжение;
- дыхательная гимнастика действует успокаивающе на нервную систему;
- мимическую гимнастика направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей;
- двигательные упражнения, включающие попеременное и одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку, способствуют межполушарному взаимодействию;
- чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи способствует развитию произвольности [2, с. 841].
Очень важно, чтобы каждое мероприятие с использованием здоровьесберегающих технологий было направлено на формирование мотивации на здоровый образ жизни в последующем [3,c.291].
В ходе наблюдения установлено, что проводимые развивающие адаптационные мероприятия способствуют более легкому протеканию процесса адаптации детей младшего возраста к условиям группы и дошкольной организации в целом, сохранению психического и физического здоровья и способствуют успешной социализации малыша.
Список использованных источников
1. Журбенко В. Н. Гредасова Е. М., Здоровый ребенок - наше будущее! (использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в практике ДОУ) // Инновационная наука. 2021. №12-2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-rebenok-nashe-buduschee-ispolzovanie-zdoroviesberegayuschih-i-zdorovierazvivayuschih-tehnologiy-v-praktike-dou ( дата обращения: 21.01.2022).
2. Подольская О. А. Здоровье дошкольника и здоровьесберегающие технологии // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-doshkolnika-i-zdoroviesberegayuschie-tehnologii ( дата обращения: 21.01.2022).
Сивцова А. М. Влияние комплексного использования здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольном образовательном учереждении на последующую адаптацию ребенка к школе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. №51. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompleksnogo-ispolzovaniya-zdoroviesberegayuschih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-doshkolnom-obrazovatelnom-ucherezhde