Марыч Анжелика
Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физкультуре (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по ФИЗО
Как инструктор по физической культуре, в рамках реализации годовой задачи охраны здоровья дошкольников и формирования основ культуры здоровья, разработала систему по обеспечению полноценной двигательной активности детей и укреплению их здоровья через использование здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе инструктора по физкультуре (из опыта работы)» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно - оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка со взрослыми.
Физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
Для рациональной организации двигательной активности была разработана модель двигательного режима и улучшения здоровья детей дошкольного возраста.
В целях оздоровления и профилактики плоскостопия и нарушений опорно-двигательного аппарата использую как традиционные формы физического развития, так и совершенно новые, которые ранее не применялись.
Утренняя гимнастика, как один из важных компонентов двигательного режима, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. При составлении комплекса утренней гимнастики, наряду с традиционной, стараюсь внедрять разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.
Наибольшее удовольствие, как показал опыт, дети получают во время ритмической гимнастики. Она помогает увлечь ребенка занятиями физической культурой, сформировать потребность в ней. Использование ритмики не только во время проведения утренней гимнастики, но и при организации других форм двигательной активности, позволяет значительно расширить двигательный режим дошкольников, разнообразить его содержание, удовлетворить естественные потребности в движениях и проявить детьми творческие способности в выборе движений.
Непосредственно-организованная образовательная деятельность по физкультуре проводится согласно расписанию 3 раза в неделю, причём одно занятие обязательно на свежем воздухе.
Образовательная программа по физической культуре обеспечивает оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности детей. Комбинации фронтального и группового способов проведения занятий позволяет повысить физическую нагрузку, моторную плотность занятия.
Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения разминочного и гимнастического характера, упражнения, способствующие улучшению осанки. Во время проведения физкультурных занятий большое внимание я уделяю элементам дыхательной гимнастики. Их я использую после ОРУ и подвижных игр. Они помогают восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Провожу обучение детей приемам мышечного расслабления (т. е. релаксации). Упражнения на релаксацию для детей играют большую роль. Расслабление позволяет сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Упражнения для релаксации особенно важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим, гиперактивен.
Нетрадиционная гимнастика не только сохраняет и укрепляет здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие, формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника. Их можно так же использовать в третьей части занятий в качестве упражнений на восстановление и приведении всех функциональных систем организма в норму.
Так же в занятия я включаю самомассаж. Самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Он способствует поднятию общего тонуса детского организма и улучшению кровообращения. В своей практике я использую приёмы игрового самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и с целью формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления.
Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, в форме занятий, состоящих из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности, в форме различных эстафет и др., что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития.
Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений. Они повышают у детей интерес к физической культуре, способствуют закреплению двигательных умений и навыков, развитию двигательных качеств (быстрота, ловкость, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, организованности. Я провожу спортивные развлечения раз в месяц в каждой возрастной группе. Два раза в год провожу спортивные праздники.
В вопросах здоровьесбережения стараюсь использовать и новые нетрадиционные формы работы с детьми : дни здоровья – это тематические дни, на которых в разных формах организации деятельности систематизируются знания и умения детей по здоровьесбережению; тематические досуги и праздники оздоровительной направленности помогают воздействовать на осмысление приоритета здоровья для каждого человека, формированию здорового образа жизни.
В реализации задач по решению проблемы воспитания здорового ребенка важно тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей и социумом, это одно из условий эффективного оздоровления. Стало традицией проводить совместные спортивные развлечения детей с их родителями. Это «Неразлучные друзья взрослые и дети», праздник, посвящённый 23 февраля с участием пап, «Вместе дружная семья» и др.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе по физическому развитию детей способствовало активизации двигательной деятельности, развитию физических качеств, укреплению мышечного тонуса детей, что оказало положительное влияние не только на эмоциональное, но и их познавательное развитие, и качественную подготовку дошкольников к школе. Выросла заинтересованность семьи и детского сада во взаимодействии по вопросам физкультурно-оздоровительной работы.