Елена Чернова
Здоровьесберегающие технологи в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Введение
Сохранение здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации является наиболее актуальным для системы образования, поскольку от уровня состояния здоровья во многом 'зависит и качество обучения. Впервые вопрос охраны здоровья поднял на государственный уровень выдающийся ученый М. Б. Ломоносов. В 1761 г. он писал: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением Российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства».
Публикация «Здоровьесберегающие технологи в образовательном процессе» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Проблема сохранения здоровья детей в общеобразовательных учреждениях приобретает в настоящее время особую значимость, становится приоритетным направлением в государственной политике России. В связи с этим 8—9 ноября 2007 г. в ФГУ «Федеральный институт развития образования» прошла I Всероссийская научно-практическая конференция «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации».
На ней были рассмотрены и обсуждены направления государственной политики по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В рамках этой политики в докладах и выступлениях были проанализированы состояние организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях Российской Федерации и перспективы ее развития; проблемы формирования культуры здоровья у обучающихся; научные основы организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях; условия реализации здоровьесберетающих технологий в ОУ.
На конференции были рассмотрены следующие вопросы. Образование должно быть не только здоровьесберегающим, но и здоровьеформирующим, т. е. качество образования и воспитания обучающихся, их здоровье рассматриваются как результат реализации учеб-но-воспитательного процесса. В основе формирующего подхода лежит взаимосвязь, единство между образованностью, воспитанностью обучающихся и их здоровьем. Обеспечение такого подхода требует организации учебно-воспитательного процесса, чтобы, не снижая качества образования, сберечь здоровье обучающихся.
Переход от парадигмы сохранения и укрепления здоровья к парадигме здоровья как средства повышения эффективности качества обучения и воспитания требует не только переосмысления сложившихся взглядов и представлений, но и разработку новых целевых установок, концептуальных положений, направлений.
Целью формирования культуры здоровья у обу-чающихся является развитие и совершенствование личности, повышение качества образования и духовно-нравственного, физического, психологического здоровья.
Ведущими педагогическими принципами формирования культуры здоровья являются системность, комплексность, аналитичность, учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей обучающихся, пре-емственность, вариативность и гуманизм, диалектическое единство обученности и здоровья; рациональное сочетание умственной и физической нагрузки.
Фундаментальной идеей формирования культуры здоровья является рассмотрение данной проблемы в контексте общих задач образования и, в частности, повышения качества обучения и воспитания подрастающе-го поколения.
Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в учреждении образования
Здоровье как объект управления в педагогической системе рассматривается с разных позиций, но всегда только как целостное состояние, как системное проявление характера жизнедеятельности индивида (тогда речь идет об индивидуальном здоровье) или группы людей, социума (популяционное здоровье).
В любом случае индивидуальное и популяционное здоровье в образовательном процессе следует рассмат-ривать как управляемый процесс. Формирование и развитие здоровьесберегающих компетенций у учащихся, основ здорового образа жизни, культуры здоровья, обеспечение качества образовательной среды для сохранения и развития их здоровья - ведущие задачи, стоящие перед современной системой образования, приоритетные направления её деятельности.
Исследования различных подходов к решению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих проблем позволили определить основные направления деятель-ности, охватывающие различные аспекты управления педагогическим процессом на разных уровнях и ступенях его организации.
В обобщенном и проверенном опытом многолетней работы варианте все направления деятельности можно сгруппировать следующим образом :
- создание модели экологически комфортной образовательной среды, влияние которой на состояние здоровья субъектов педагогического процесса не провоцирует (сдерживает) развитие патологических изменений;
- разработка и внедрение технологий реабилитации умственной и физической работоспособности в педагогическом процессе;
- формирование культуры здоровья и здорового образа жизни субъектов педагогического процесса на основе компетентностного подхода;
- внедрение мониторинговой системы результа-тивности педагогического процесса, где здоровье рассматривается как один из показателей и критериев оценки его эффективности;
- разработка технологии здоровьебсрегающего сопро-вождения учащихся в образовательном процессе.
Какова же роль образовательных учреждений, педагогических коллективов в реализации идеи эдоровьесбережения?
Основная суть состоит в следующем:
1. Практически каждое образовательное учреждение в наше время в качестве ключевых определяет три следующие задачи: во-первых, не провоцировать ухудшение состояния здоровья каждого учащегося, во-вторых, по мере возможности укреплять его и развивать, в-третьих, готовить учащегося к здоровому образу жизни, воспитывая у него культуру здоровья.
2. Объективно педагогический коллектив осознает, что достичь этого возможно лишь при условии, если будет создана в образовательном учреждении здоровье-сберегающая, здоровьеформирующая, здоровьеразвиваю-щая образовательная среда.
3. В качестве ведущих условий создания такой среды должны выступать, во-первых, высокая компетентность в области здоровьесбережения у всех участников образовательного процесса (педагогов, руководителя учреждения, учащихся и родителей). Вторым важнейшим условием является наличие ресурсных возможностей и умелое их использование руководителями образовательных учреждений в управлении.
Стремление к моделированию здоровье-сберегающей среды и реализация этой задачи на практике определяются, прежде всего, характером отношения и степенью готовности управленцев, и не только завучей и директоров, но и каждого педагога к экологически целесообразной, грамотной деятельности.
В основе здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении следует рассматривать личностно-развивающее (гуманно-личностное) образова-ние, ведущий постулат которого - признание индивиду-альности и уникальности личностного развития каждого ребенка. Поэтому с самого начала важно, чтобы педагоги, психологи и педагогические консилиумы учреждения помогли каждому учащемуся познать себя и поверить в возможность успешного развития: к чему ребенок имеет склонность, особенности его памяти, внимания, темп образовательной деятельности, интересы, потенциал физического и физиологического развития и др.
Следующий шаг связан с разработкой индивидуальной траектории обучения для каждого учащегося, что обеспечивает наиболее полное удовлетворение от учебно-познавательной деятельности при получении образования. Индивидуальная траектория соответствует интересам и склонностям каждого учащегося, выстраивается в форме индивидуальных учебных планов.
В реализации здоровьесберегающего подхода одним из важнейших условий является моделирование в начале каждого дня позитивного настроя учащихся и педагогов, что будет способствовать обеспечению успешного обучения.
Решение этой задачи связано с необходимостью снятия социального, психического и эмоционального напряжения, с которыми дети приходят из разных семей.
Дональд Ховард, один из признанных представителей гуманистической педагогики, в своей книге «Школа завтрашнего дня» рассказывает о том, что он ежедневно как директор встречает утром каждого ребенка на крылечке и приветствует каждого радостными и добрыми словами, что способствует благорасположенно-сти детей.
Рассматривая основы здоровьесбрежения, обяза-тельно надо коснуться образовательных технологий, здоровьесберегающий потенциал которых активизируется только компетентным педагогом.
Практически все интерактивные технологии выстроены на концепции гуманно-личностного образования, на личностно-деятельностном подходе, предполагающем сотрудничество, партнерство, взаимо-действие педагога и учащегося. Педагогу не требуется помощь в развитии компетентности по использованию этих возможностей.
Актуальным является не только овладение педагогом образовательными технологиями, но и подготовка учащегося к выбору наиболее приемлемой для него технологии обучения (формы, способа, средства деятельности, что становится в итоге основополагающим фактором в работе педагога. Не так «как я могу и хочу», а так, «как к этому готов», т. е. как этого желает сам учащийся. Естественно, что педагогу сложно поменять сложившуюся педагогическую позицию, в основе которой - модель вхождения учащегося как части организационного окружения педагога, в которой педагог - руководитель, - на модель, где учащийся - участник образовательного процесса - соруководитель в совместной учебно-познавательной деятельности.
В принципе можно сделать вывод: нет плохих и хороших технологий в ряду тех, которые уже приняты педагогическим сообществом, а есть профессионалы разного уровня готовности к их грамотному использованию.
И, наконец, ведущим условием успешного практического решения проблемы здоровья в образовании рассматривается профессиональная компетентность педагога, его личная культура здоровья. Культура здоровья педагога является важным ресурсом успешности педагогической деятельности, поскольку, по нашему убеждению, только педагог, как носитель культуры здоровья, может воспитать ответственное отношение у ребенка к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Вероятно, каждый педагог должен владеть фундаментальным минимумом, хотя бы начальным уровнем культуры здоровья, ресурсная основа которой - ценностно-информационный компонент.
Здоровьесбережение как одно из основных направлений в работе образовательного учреждения даст хорошие результаты только при учете всех факторов и условий управления качеством образовательного процесса в целом и при активизации как внутреннего, так и внешнего ресурсного потенциала.
Правила здоровьесберегающего обучения :
• развитие физических, психических и духовных сил ребенка, как цель и результат обучения;
• отбор содержания, методов и средств, не разрушающих здоровье ребенка, а напротив, способствующих здоровьесбережению;
• введение в процесс учения адаптивности, как его показателя в единстве ассимиляции и аккомодации;
• помощь в развитии самосознания и разработке программ для тех, кто неспособен самоопределяться;
• введение показателей роста здоровья детей в качестве критериев качества обучения;
• создание в образовательном учреждении зон экологического благополучия и здоровьесберегающего пространства, ликвидация зон риска;
• обучение детей способам психологической защиты от агрессии друг друга и взрослых;
• изучение особенностей и способов формирования саногенного мышления;
• недопущение сравнения детей друг с другом, а только по темпам собственного развития;
• недопущение провокационной деятельности педагогов, инициирующей конфликты с детьми; в конфликте детей и педагогов всегда, за редким исключением, виноват педагог, так как он грамотен и обучен бесконфликтному учению;
• определение возможности ребенка в обучении и диагностика состояния его здоровья.
Факты, которые говорят сами за себя.
- минимальная норма количества шагов за день для человека — 10 000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину;
- в 13 лет повышение давления до 130/80 — распространенное явление;
- если родители имеют избыточный вес, 60-80% детей имеют его тоже;
- для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов;
- дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией;
- по данным Российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращению из образовательного учреждения;
- 73% школьников не устраивают перерывов между приготовлением уроков;
- 30-40% детей имеют избыточный вес;
- по мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60;
- у людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца;
- по статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.
Как может помочь образовательное учреждение и педагог в кардинальном решении данных проблем? Для того чтобы помочь ребенку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного. Учащимся просто необходимы двигательные минутки на занятии, которые позволят им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Оздоровительные минутки — это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния учащихся, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пони-манию взрослыми необходимости сохранения здоровья учащегося не на словах, а на деле.
Главным в проведении оздоровительных минуток — заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья.
Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книгу, карандаш, газету, комочки ваты и т. д.
Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им название. Это способствует интересу учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся.
Оздоровительные минутки на занятии будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.
Программа работы площадки
Цель: обучить педагогов некоторым приёмам здоровье-сберегающих технологий.
Задачи:
- показать важность внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс;
- раскрыть разнообразие здоровьесберегающих технологий;
- обучить педагогов использованию здоровьесберегающих технологий на уроке.
Ход работы:
1. Теоретические вопросы по проблеме здоровье-сбережения – 10 мин.
2. Гимнастика для глаз – 5 мин.
3. Пальчиковые игры – 5 мин.
4. Двигательные упражнения для проведения физкультминуток – 10 мин
Приложение 1
Двигательные упражнения
для проведения физкультминуток
Зеркало
Ребята стоят на своих местах и выполняют те движения, которые им показывает взрослый, четко копируя их. Учитель играет роль зеркала, в которое смотрят учащиеся. Они должны:
- замереть на месте;
- повернуться вправо, влево;
- постоять на пальчиках;
- постоять на пальчиках с закрытыми глазами;
- постоять на пальчиках и поморгать глазами;
- покивать головой, как будто соглашаются или не соглашаются с чем-то;
- постоять, попеременно поднимая над головой левую и правую руку с разомкнутыми пальцами;
- постоять, обнимая себя за шею то левой, то правой рукой.
Игровые двигательные упражнения с газетой
Упражнения с газетой можно выполнять во время урока в качестве игровой двигательной минутки, во время конкурсов, спортивных состязаний, тренингов.
Во время выполнения заданий с газетой постоянно звучат музыкальные произведения, которые используются в цирковых представлениях. Для выполнения упражнений газета должна быть свернута в трубку. Эти упражнения имеют большое значение учащихся, так как стимулируют двигательную активность мышц.
Цирк
Участники выполняют упражнение стоя:
- свернутую газету подбросить и поймать обеими руками;
- газету ловить левой и правой рукой попеременно;
- газету подбросить и поймать ее, скрестив при этом руки;
- газету подбросить, хлопнуть в ладоши и поймать.
Навстречу друг другу
Участники стоят друг напротив друга. Они бросают газету друг другу:
- вертикально;
- горизонтально;
- ловят газету, стоя на одной ноге;
- ловят газету, сидя на корточках;
- перебрасывают газету друг другу через поставленные в цепочку стулья;
- участники стоят спиной друг к другу и бросают поочередно свернутую в трубочку газету через голову друг другу.
Борьба с трудностями
Участники упражнения встают из-за стола и выполняют следующие варианты упражнения с книгой:
- стоят с книгой на голове;
- приседают с книгой на голове;
- осторожно двигаются налево и направо с книгой на голове;
- вращаются с книгой на голове;
- осторожно двигаются вперед с книгой на голове.
Волшебники
Упражнение выполняется во время перемены. Участники игры пытаются переносить книгу с помощью различных частей тела. Например, дети переносят книгу:
- в ладонях, на ладонях, между рук, при этом ладони остаются свободными;
- на локтях;
- на плечах, прижимая головой слева и справа;
- под подбородком;
- защемляя между бедер.
В едином порыве
Участники игры сидят за столами или за партами. Они передают свой бумажный мяч друг другу:
- в направлении по часовой стрелке или против часовой стрелки;
- передают один мяч или несколько количество мячей, по-степенно можно увеличивать до тех пор, пока у каждого ребенка не окажется по мячу, при этом можно увеличивать темп передачи мяча;
- в определенном ритме (ритм устанавливается учителем посредством хлопков в ладоши, постукивания по палочке, ударов по барабану). Соответствующая фоновая музыка помогает успокоению и концентрации внимания ребят.
Приложение 2
Физкультминутки
для детей дошкольного возраста
Ох, ох!
Ох, ох, что за гром?
(Руки к щекам, наклоны в стороны)
Муха строит новый дом.
(Движения руками, имитирующие работу с молотком)
Молоток: стук-стук.
(хлопки руками перед собой)
Помогать идет петух.
(Руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног).
Собираем детвору
Поиграть одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисенок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал.
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
(Дети сопровождают текст соответствующими движениями).
Зайка
Прыг-скок, прыг-скок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
Нас с тобой играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках прыг-прыг-скок,
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли пятки.
(Дети сопровождают текст соответствующими движениями).
Ножки
Шагают наши ножки
По ровненькой дорожке.
Похлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки вкось.
На носочках поскочите
И на ножках походите.
Устали наши ножки.
Присядем на дорожке.
Посидим, отдохнем
И опять гулять пойдем.
(Дети сопровождают текст соответствующими движениями).
Мячики
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают.
То по кругу побегут,
То присядут, отдохнут,
И давай опять скакать,
Ну, никак их не унять!
Ноги
Где же, где же наши ноги?
Где же наши ноги?
Нету наших ног.
(Дети приседают, закрывая руками ноги)
Вот, вот наши ноги,
Вот наши ноги,
Пляшут, пляшут наши ноги,
Пляшут наши ноги.
(Выпрямляются, вытягивают каждую ногу вперед, делают разные движения плясовой).
Бабушка Ненила
Бабушка Ненила
По воду ходила,
Полны ведра набрала
И домой их принесла.
Всю посуду перемыла,
Каши внукам наварила.
Пол в избе подмела
И присела у окна.
Было время потрудиться,
Нам пора повеселиться.
Вот Ненила в пляс пошла,
Нас с тобой позвала.
(Дети имитируют действия Ненилы, в конце танцуют).
Пузырь
Надувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Пильщики
Мы пилили доску,
С утра у нас дела
Стальные зубы остры,
Легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова.
(Дети, распределившись по парам, берутся за руки. Попеременно сгибая и разгибая руки, имитируют движения пильщиков. В конце «Раз- два…» - хлопают в ладоши).
Тик- так
Тик-так, тик- так-
Все часы идут вот так:
Тик-так, тик-так
(наклоны головы к каждому плечу попеременно)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.
(Руки на поясе, наклоны в стороны всем корпусом).
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок
С лепестка на лепесток.
Сели травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Снова встали, высоко
Прыгай на ногах легко.
(Дети изображают движения кузнечиков).
Хомка
Хомка, хомка - хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(Дети имитируют движения хомячка.)
У Архипа
В доме нашего Архипа
Что ни день, то шум и смех.
Заходите! Дверь открыта,
Угощенье есть для всех!
Прискакали две зайчихи-
Угостились облепихой.
Приходили петухи-
Поклевали колоски.
Прилетели мухи, мухи-
Съели хлебную краюху.
Вот притопали слонихи-
Обобрали всю клубнику.
Черепахи ровно в три
Наконец-то приползли.
Им осталось только
Апельсина долька.
(Дети изображают действия животных).
Филин
Филин ночью оживает,
На охоту вылетает.
Его зоркие глазища
Все себе добычу рыщут.
Берегитесь лягушата
И мышата и зайчата!
Прячьте хвостики и уши,
Чтоб не съел он вас на ужин.
Но лишь солнышко взойдет,
филин сразу же уснет.
Вот теперь пора зверушкам
Порезвиться на опушке.
Веселитесь лягушата,
И мышата, и зайчата!
Будем петь и танцевать,
Пока филин будет спать!
(Дети показывают, как летает филин, как прячутся зверьки, как филин засыпает, как радуются звери).
Четыре Анюточки
Четыре Анюточки,
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки
Все под прибауточки:
чок-чок-чок
Ставим ручки на бочок,
И пойдем на пятках, а
потом в присядку.
(Дети делают танцевальные движения, хлопают в ладоши, ставят руки на пояс и идут по кругу на пятках, затем гусиным шагом).
Буратино
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
(Дети выполняют те же движения, что и Буратино)
Бабочка
Спал цветок, и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх, и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
С неба солнышко уйдет-
Бабочка опять уснет.
(Дети изображают, как просыпается бабочка, как она порхает, и опять засыпает)
Приложение 3
Гимнастика для глаз
Всем знакомо чувство усталости и ощущение "песка" в глазах. В особенности после рабочего дня, проведенного за компьютером. Начинает ухудшаться зрение, глаза становятся излишне чувствительными…
Однако если выполнять определенные упражнения для глаз, можно в большей степени снизить эти неприятные симптомы, и даже вовсе от них избавиться.
Чтобы снять напряжение в глазах, неизбежное при работе за компьютером, необходимо
• каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут;
• закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты - проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих в работу большие группы мышц.
Выполняйте упражнения для мышц глаз, шеи, спины, плечевого пояса.
Для детей рекомендации те же, но перерывы нужно делать чаще и продолжительнее: детям 12-14 лет каждые 45 минут, а в 15-17 лет - каждый час, перерыв должен длиться не менее 15 минут.
Гимнастику для глаз рекомендуется выполнять не менее двух раз в день. Выберите тот комплекс упражнений, который вам больше придется по душе, а лучше - чередуйте их.
Комплекс упражнений для улучшения зрения
1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
2. Движение глазными яблоками вертикально вверх вниз.
3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
7. Частое моргание глазами.
8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.
Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз)
1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох, следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).
Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.
Снять усталость глаз, помогут следующие упражнения:
1. Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.
2. Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
3. Прикрепите на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.
4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
5. Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.
6. Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
7. Не поворачивая головы, переведите взгляд в левый нижний угол, затем - в правый верхний. Потом в правый нижний, а затем - в левый верхний. Повторить 5-7 раз, потом - в обратном порядке.
Гимнастика для усталых глаз
1. Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв на выдохе глаза. Повторить 5 раз.
2. Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями - от носа к вискам.
3. Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.
4. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.
5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.
Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить.
Часто поморгай несколько раз.
Закрой глаза и спокойно сосчитай до 5.
Повтори упражнение 4-5 раз.
Крепко зажмурь глаза, сосчитай до 3. Затем открой глаза и посмотри вдаль, сосчитай до 5.
Повтори упражнение 4-5 раз.
Вытяни правую руку вперед.
Медленно двигай указательным пальцем влево-вправо, вверх-вниз и следи за ним взглядом. Голову держи неподвижно.
Повтори упражнение 4-5 раз
Приложение 4
Игры с пальчиками
Считаем пальчики
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев, пара рук -
Вот твоё богатство, друг.
На счёт по очереди следует загибать пальцы. На последние строчки покрутить кистями рук, показывая «фонарики».
Дождик
Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Указательным пальцем одной руки постукивать ладони другой, образовать перед собой круг руками, похлопыватъ поочерёдно одной ладонью другую, соединив большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг.
Прятки
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно.
Черепашка
Черепашка, черепашка
В панцире живёт.
Высунет головку,
Обратно уберёт.
Положить кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими, затем высунуть указательные пальцы, а затем убрать обратно.
Хоровод
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел пальчик погулять.
Только вышел из ворот
Глядь, другой к нему идёт.
Вместе весело идти.
Ну-ка, третий, выходи!
Вместе станем в хоровод.
Вот!
Хлопки на счёт. Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладошки, к указательному присоединяется средний, затем безымянный, затем руки меняются местами.
Приложение 5
АНКЕТА «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Дорогие друзья!
Предлагаем вам заполнить анкету, посвященную здоровому образу жизни. Прочитайте вопрос и отметьте подходящий, на ваш взгляд, вариант ответа. Или предложите свой вариант на свободной строке. Анкета анонимная, имя и фамилию указывать не нужно, полученные результаты будут использоваться только в обобщенном виде.
1. Что значит, на ваш взгляд, вести здоровый образ жизни? (Отметьте 2-3 варианта)
- Чистить зубы
- Заниматься зарядкой по утрам
- Заниматься спортом
- Правильно питаться
- Не употреблять алкоголь и наркотики
- Не курить
- Другое (что)___
2. Как вы оцениваете свое состояние здоровья?
- Отличное
- Хорошее
- Среднее
- Плохое
- Затрудняюсь ответить
3. От кого зависит Ваше здоровье
- От меня
- От родителей/воспитателей
- От врачей
- От условий жизни
- Другое (от кого)
4. Что, на Ваш взгляд, самое вредное для здоровья? (можно отметить несколько вариантов)
- Болезни
- Неправильное питание
- Малоподвижный образ жизни
- Курение
- Наркомания
- Токсикомания
- Употребление алкоголя
- Ваш вариант ___
5. Выскажите свое отношение к …
Часто употреб-ляю Употреб-
ляю время от времени Употреб-
ляю редко Пробовал несколько раз Не пробовал вообще
Употреблению алкоголя
Употреблению наркотиков
Табакокурению
6. Какие виды спорта Вам нравятся?
___
7. Занимаетесь ли Вы спортом?
- Да, в спортивной секции
- Да, часто играю с друзьями (в футбол, теннис и т. д.)
- Занимаюсь, но очень редко
- Нет, нравится просто смотреть, быть болельщиком
- Не занимаюсь вообще, спорт меня не привлекает
8. Если «Да», то каким (и) видом (ми) спорта Вы занимаетесь?
9. Как вы предпочитаете проводить свободное время?
- Читать художественную литературу
- Играть
- Прослушивать музыку
- Прогулки, общение с друзьями
- Заниматься спортом
- Смотреть ТВ, видеофильмы
- Работать (зарабатывать деньги)
- За распитием алкогольных напитков, употреблением наркотических средств
- Играть в азартные игры
- Остаюсь дома и ничего не делаю
- Другое (напишите)___
10. Где Вы обычно проводите свободное время, встречаясь с друзьями?
11. Чем Вы увлекаетесь (хобби)___
12. Сколько часов в день Вы можете назвать «свободным временем»? ___часов
13. Ваш возраст (число полных лет) ___
14. Ваш пол ___
СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!
Список использованной литературы
1. Общие вопросы здоровьесберегающего обучения в школе// Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. М. : Сентябрь, 2006. С. 10.
2. Шамова Т. И., Шклярова О. А. Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе// Наука и практика воспитания и дополнительного образования. № 1. 2008. С. 109.
3. Кропотин Д. Г. Сохранить здоровье детей! // Внешкольник. № 1 (124). 2008. С. 28.
4. Харисов Ф. Ф. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – приоритетная задача российского государства// Внешкольник. № 1 (124). 2008. С. 32.
5. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М. : ВАКО, 2007. 150 с.
6. Соколова Ю. Игры с пальчиками. М. : Эксмо, 2005. 48 с.