Ольга Батурина
Здоровьесберегающие технологии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии детей дошкольного возраста.
Цель: познакомить с эффективными формами, инновационными подходами и новыми технологиями при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
План:
1. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
2. Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании
3. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка
Образование и оздоровление – это взаимовлияющие и дополняющие друг друга процессы, позволяющие, сохраняя индивидуальность личности, формировать общую идеологию, культуру, мировоззрение взрослых и детей в отношении личного и общественного здоровья.
Основные задачи оздоровления детей в условиях ДОО :
-организация рационального режима дня, обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;
- создание условий для оптимального двигательного режима;
- осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
- полноценное питание;
- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
- создание атмосферы психологического комфорта.
Основные требования к организации оздоровительной работы в ДОО :
1. Научная обоснованность, практическая применяемость и целесообразность применяемых технологий оздоровления.
2. Обязательность медицинского и психологического сопровождения оздоровительного процесса.
3. Индивидуализация и адресность (выполнение тех или иных оздоровительныхмероприятий осуществляется строго по назначению врача с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка)
4. Эффективность, результативность применяемых технологий, оздоровительных мероприятий.
4. Системность и комплексность проводимых мероприятий
5. Обязательность осуществления мониторинга здоровья, медико-педагогического контроля, оперативного контроля, отслеживания динамики и эффективности или неэффективности проводимых мероприятий по оздоровлению детей.
6. Оперативность действий и принятия решений.
Все вопросы и проблемы оздоровления детей в условиях ДОО выносятся на оперативные совещания при руководителе и на медико-педагогические совещания ДОО.
Все инновационные технологии можно разделить на три категории:
1. Технологии обучения здоровому образу жизни
2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
3. Коррекционные технологии
Выбор здоровьесберегающих, оздоровительных и педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.
СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : ОД по физической культуре, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, НОД по образовательной области «Здоровье», самомассаж, точечный массаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии : Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика, логоритмика.
Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Система общеоздоровительных мероприятий включает:
• обучение детей уходу за своим телом,
• закаливание,
• витаминизацию блюд,
• фитопрофилактику,
• натуропатию,
• освоение упражнений психосаморегуляции состояния,
• оптимизацию двигательной деятельности детей.
Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.
Оздоровительные технологии
• Танцевально-ритмическая гимнастика.
Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
• Игроритмика.
Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
• Игрогимнастика.
Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.
• Игротанец.
Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).
Нетрадиционные виды упражнений:
• Игровой самомассаж.
Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
• Пальчиковая гимнастика.
Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.
• Музыкально-подвижные игры.
Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.
• Креативная гимнастика.
Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.
• Игропластика.
Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Такие технологииотличаются высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
К методам нетрадиционной медицины и нетрадиционной физической культуры относятся:
1. Рефлексотерапия. Пальцевой точечный массаж (Уманская А. А., 1987г.).
Один из самых простых, эффективных и безвредных методов массажа и самомассажа. Используется для профилактики ОРЗ, повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, гортани, трахеи, бронхов. Уменьшает кашель. Приемы точечного самомассажа легко освоить взрослым, а затем научить детей. Дети с 2-3 летнего возраста могут выполнять самомассаж кистей рук, ушей, носа. Эффективен в оздоровлении детей массаж подошвенной части стопы.
2. Музыкотерапия. Предполагает музыкальное воздействие на слуховую и
зрительную системы. Звучание музыки вызывает положительные эмоции у детей, влияет на развитие интеллекта, сенсорной памяти, мышления. Аристотель утверждал, что музыка обладает силой формирования характера ребенка. Музыка Генделя, Баха и Шумана используется в сочетании с психотерапевтическими методами реабилитации.
3. Арттерапия. Изобразительная деятельность, детское рисование заключает
в себя большие коррекционно-развивающие возможности. Оно является средством
умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического, волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: воображение, память, речь, мыслительные операции, укрепляется мелкая моторика кисти. Детский рисунок с одной стороны – позволяет выявить основные психологические характерные проблемы ребенка, с другой стороны – найти пути их решения.
4. Организация физической культуры с элементами ушу, каратэ, йоги,
хатха-йоги. Использование китайских оздоровительных систем : динамических игр,
медитаций, релаксаций, китайской энергетической гимнастики и системы оздоровления НИШИ. Использование дыхательной гимнастики.
5. Фитотерапия. Назначение витаминных чаев, коктейлей и настоев лекарственных трав по схеме: 1 курс (сентябрь) при поступлении детей в ДОУ, формировании новых групп. Используются витаминные сборы общеукрепляющего и адаптогенного действия. 2 курс (декабрь) – как профилактическое средство в период пика ОРВИ.
3 курс (март-апрель, как стимулирующее средство, когда идет истощение защитных сил организма, и дети быстро утомляются.
6. Лечебные ванны с травами. Полезны при переутомлении детям с легко
возбудимой нервной системой, трудном засыпании, ночных страхах. Для ванны
используют отвары корня валерианы, шалфея, пустырника, мяты, крапивы.
7. Ароматерапия. Лечение ароматами эфирных масел (Лавренова Г., 2000).
Облегчает адаптацию к новой среде, уменьшает влияние стресса, предупреждает развитие невроза. При индивидуальном использовании наносят 1-2 капли масла на одежду ребенка, носовой платок. В кабинете психологической разгрузки – на специальные манжеты. Все эфирные масла обладают бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным действием. Детям, склонным к аллергическим заболеваниям, необходима предварительная проба на любое из используемых масел. Ароматическое воздействие эфирного масла базилика, чабреца, мелисы, любистка, повышает интерес к обучению, улучшает память. Уменьшают усталость ароматы корицы, мяты, гвоздики, лимона. Для снятия перевозбуждения, волнения используют ароматы лаванды, ромашки, розы.
8. Тренинг ощущений. Методика разработана в Биологическом центре Ганновера
Используется «Тропа ощущений» для босохождения с закрытыми глазами. Оборудуется тропа (дорожка) на участке или в помещении.
Состоит из участков, выложенных природным материалом: травы, песка, мелкого гравия, лесных шишек, гладкого кирпича, гальки и т. д., которые дети отгадывают, проходя по тропе с помощью своих ощущений. Упражнение способствует развитию тактильной чувствительности, своеобразному массажу стопы, экологическому и пространственному ориентированию.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Остеопатическая гимнастика
После сна в постелях каждый день. Старшая и подготовительная к школе группы.
Техническая простота применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта.
Воспитатель
Фитбол
1 раз в неделю во второй половине дня. Физкультурный и музыкальный залы, начиная со средней группы
На специальных мячах.
Кулинструктор по ФКФК
Аэробика,
Ритмика, Музыкально-
ритмическая гимнастика,
степ-аэробика, фитнес 1 раз в неделю во второй половине дня. Музыкальный, спортивный залы, начиная со средней группы По программе
И. Бурениной инструктор по ФК,
муз. рук-ль
Игровой час (бодрящая гимнастика)
Ежедневно
после сна, все дошкольные группы
Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основные виды движения
Воспитатель
Динамические паузы
В процессе НОД,
в процессе
выполнения
режимных процессов в зависимости от вида детской деятельности
Комплексы физкульминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения -имитации
Воспитатели
Подвижные и спортивные игры
Ежедневно в режиме дня.
Все возрастные группы.
Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей.
Инструктор по физической культуре, воспитатели
Пальчиковая гимнастика
С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно,
в группах для детей с нарушением речи
Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Воспитатели
Ходьба на
тропе здоровья на участке,
и по дорожкам здоровья в группе, зале
ежедневно, начиная с младшего возраста.
Ходьба, формирование правильной осанки, координационных
способностей.
Воспитатели, инструктор по физической культуре
Спортивные, физкультурные
досуги
1-2 раза в месяц, вся группа в первой или второй половине дня, начиная со 2 младшей группы.
Воспитатели, инструктор по физической культуре
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп.
Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога.
Воспитатели
Дыхательная гимнастика
В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста
Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур.
Воспитатели
Игровой массаж
Ежедневно в режимных моментах и при проведении ОД
По методике А. Уманской и
К. Динейки
Воспитатель
Антистрессовый и интеллектуальный массаж
После организованной
образовательной деятельности с высокой интеллектуальной нагрузкой.
По методике швейцарского детского психолога, профессора Фрица Ауглин.
Воспитатели
Лечебные игры
Ежедневно в режимных моментах, и при проведении ОД
По методике Галанова
Воспитатели
Технологии обучения здоровому образу жизни.
ОД по физической культуре
3 раза в неделю в спортивном и музыкальном залах, в группе, начиная с раннего дошкольного возраста на улице, начиная со старшей группы
Проводится в соответствии с программой, по которой работает ДОО
Инструктор по физической культуре, воспитатели.
Утренняя гимнастика
Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе, на спортивной площадке
Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.
Воспитатели
Спортивные игры
Ежедневно
в зависимости от времени года
В соответствии с образовательной программой
(в основном используются элементы)
Инструктор по физической культуре, воспитатели
Образовательная деятельность по формированию здорового образа жизни.
Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со второй младшей группы
Технологии «Уроки здоровья для дошкольников»
Воспитатель
Точечный массаж
Использование 4-5 упражнений в различных формах физкультурно-оздоровительной работы и режиме дня
Проводится по специальной методике (по Уманской, показан детям с частыми ОРЗ. Используется наглядность.
Медсестра.
Веселые старты
Один раз в неделю во второй половине дня в физкультурном и музыкальном залах, на прогулке, начиная со второй младшей группы.
Подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме.
Инструктор по физической культуре.
ОФП (общая физическая подготовка)
Один раз в неделю в физкультурном зале, подгруппа одаренных детей. Старший дошкольный возраст
Сверх программы, упражнения на кольцах, канате, силовые гимнастические упражнения.
Инструктор по физической культуре.
Физкультурные досуги и праздники,
Дни здоровья,
Недели здоровья
1-2 раза в месяц
2 раза в год
1-3 раза в квартал
1 раз в квартал в физкультурном и музыкальном залах, на спортивной площадке, начиная с младшего дошкольного возраста.
Эффективная форма активного отдыха. Развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие
Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели.
СМИ (ситуативные малые игры)
Два раза в месяц в группе в музыкальном и спортивном залах. Младший дошкольный возраст.
Ролевая подражательная имитационная игра.
Воспитатель
Коррекционные технологии
ЛФК
Лечебные сеансы по 10-12 занятий, начиная со средней группы по медицинским показателям
По специальной методике, использование гимнастики «До-инь» по показаниям отклонений здоровья
Медсестра ЛФК
Арт-терапия
Используется в различных режимных моментах. Со среднего дошкольный возраста
Оздоравливаиепсихосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗОдеятельность)
Медсестра ЛФК
Технология музыкального воздействия
Внесены в музыкальные занятия и в режимные моменты во второй половине дня в музыкальном зале. Старший дошкольный возраст.
Используем спокойную классическую музыку (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, звуки природы.
Вибрационные упражнения
М. Лазарева,
Звуковая и вибрационная гимнастика Востокова.
Музыкальный рук-ль, воспитатель
Сказкотерапия
2 раза в месяц во второй половине дня начиная со среднего дошкольного возраста.
Использование
методики О. А. Шорыгиной «Играем в сказку»
Воспитатели групп.
Психогимнастика
1 1 раз в месяц по 10-12чел. группе в музыкальном и физкультурном залах, начиная со средней группы, отдельные ее элементы можно включать в разные формы физкультурно-оздоровительной работы
Проводится по методике Е. А. Алябьевой и Чистяковой.
Воспитатель.
Артикуляционная гимнастика
Два раза в неделю в первой и второй половине дня в группе, на прогулке, начиная с младшего дошкольного возраста.
Воспитатели групп
Оздоровительный массаж с помощью сухого обтирания.
Ежедневно
после сна начиная со средней группы
Воспитатели
Сенсорно-моторные игры
в сенсорной комнате
Два раза в неделю
Цель – активизирование и развитие мышления ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкой моторики, двигательной активности, благотворно влияющей на психическое и физическое здоровье, как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирование саморегуляции поведения.
По методике Г. Г. Колос «Сенсорная комната в дошкольном учреждении»
педагог-
психолог
В практике дошкольных учреждений активно используются нетрадиционные формы оздоровления.
Использование нетрадиционного оздоровления по возрастным категориям детей дошкольного возраста.
Ранний возраст
Младший дошкольный возраст
Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Элементы точечного массажа (по А. А. Уманской)
В соответствии с возрастом
В соответствии с возрастом
В полном объеме
В полном объеме
Пальчиковая гимнастика
В соответствии с возрастом
В соответствии с возрастом
В полном объеме
В полном объеме
Дыхательская и звуковая гимнастика
Начальный комплекс
Начальный комплекс
Полный комплекс
Психогимнастика и ее элементы по методике М. Чистяковой, Алябевой
В соответствии с возрастом
В соответствии с возрастом
В соответствии с возрастом
В соответствии с возрастом
Ходьба по
«Дорожкам здоровья»
В соответствии с возрастом
В соответствии с возрастом
В соответствии с возрастом
В соответствии с возрастом
Звуковая гимнастика Лобанова
Элементы комплекса
Элементы комплекса
Полный комплекс
Полный комплекс
Элементы упражнений хатха-йога
Элементы комплекса
Элементы комплекса
Элементы комплекса
Полный комплекс
Вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева
Элементы комплекса
Элементы комплекса
Полный комплекс
Лечебные игры А. Галанова
В соответствии с возрастом
В соответствии с возрастом
В соответствии с возрастом
В соответствии с возрастом
Игровой массаж А. Уманской и
К. Дийнеки
Элементы комплекса
Элементы комплекса
Полный комплекс
Полный комплекс
Восточная гимнастика
Элементы комплекса
Полный комплекс
Полный комплекс
Гимнастика До-Инь
Полный комплекс
Полный комплекс
Очистительное дыхание
Элементы комплекса
Элементы комплекса
Полный комплекс
Полный комплекс
Система оздоровления в режиме одного дня
Утренняя гимнастика:
1 часть:
- Дыхательная гимнастика;
- Дыхательные упражнения по системе хатха-йоги;
- Дыхательные упражнения Лобанова, Востокова со звуковой гимнастикой;
2 часть:
• Пальчиковая гимнастика;
• Общеразвивающие упражнения;
• Танцевальные упражнения;
• Упражнения из системы хатха-йоги;
• Использование элементов упражнений из различных оздоровительных систем : аэробика, шейпинг, степ и т. д.
Перед ОД:
• Точечный массаж, антистрессовый массаж, интеллектуальный массаж.
Физкультминутки:
• Дыхательные упражнения;
• Пальчиковая гимнастика;
• Гимнастика для глаз;
• Динамические паузы;
• Логоритмическая гимнастика.
Утренняя прогулка:
• Дыхательная гимнастика, включающая мышечные упражнения;
• Оздоровительная дозированная ходьба (терренкур, бег.
После сна:
• Гимнастика пробуждения;
• Дыхательная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Игровой самомассаж;
• Ходьба с использованием нестандартного физкультурного оборудования (предупреждение плоскостопия, исправление или профилактика осанки, сколиоза).
Профилактика
1. Точечный массаж по методу Уманской А. А.
2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
3. Гимнастика с элементами хатха-йога
4. Комплексы по профилактике плоскостопия
5. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек
6. Дыхательная гимнастика
7. Снятие умственной усталости во время организованной образовательной деятельности (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин)
8. Прогулки + динамический час, час подвижных игр
9. Закаливание:
o Сон без маек
o Босохождение
o Чистка зубов и полоскание полости рта
o Обширное умывание
o Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями)
10. Оптимальный двигательный режим
Коррекция
Упражнения на коррекцию плоскостопия
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
1. Лук, чеснок
2. Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1.10 по 1.04)
Закаливание носоглотки чесночным раствором
Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах полости рта
Приготовление:
1 зубчик чеснока на 1 стакан воды.
Чеснок размять, залить охлаждённой кипячёной водой и настоять 1 час. Раствор использовать в течение 2-х часов после приготовления
Методические рекомендации:
• Применять как лекарственное средство (известно со времён Гиппократа, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.
• Полоскать горло, кому необходимо можно капать в нос.
• Применять с 1 октября по 30 апреля ежедневно перед выходом на прогулку.
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
Группы раннего возраста
1. Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
2. Утренняя гимнастика – 8.10
3. Точечный массаж в игровой форме
4. Постепенное обучение полосканию рта
5. Прогулка: дневная 9.30 – 11.30; вечерняя 17.30 – 18.30
6. Оптимальный двигательный режим
7. Перед прогулкой полоскание рта и горла чесночным настоем
8. «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
9. Фитонциды (лук, чеснок)
10. Сон без маек и подушек
11. Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
12. Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, галичей дорожке, босохождение.