Ирина Яськова
Игра как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников в системе здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС, указано, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать физическое развитие личности, которое включает в себя приобретение опыта детей в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обоих рук.
Публикация «Игра как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников в системе здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Развития кисти руки и координации движений пальцев рук - задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.
Развитие мелкой моторики входит в систему здоровье сберегающих технологий. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с игрой способствует формированию и развитию головного мозга детей, что в дальнейшем сказывается на подготовку руки к письму. Добиться положительного результата можно, если проводить работу планомерно в системе.
Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать с младшей группы и до выхода в школу.
Поставив перед собой цели, задачи, приемы и методы работы с детьми, занялись совместно с родителями подборкой материала для игр. Для этого было разработано перспективное планирование на год, проведены консультации для родителей, сформированы картотеки игр.
Игры являются очень важной частью в процессе формирования навыков мелкой моторики. Очень важно подобрать правильный игровой материал, который бы увлек детей, заинтересовал их, пробуждал интерес и желание играть. В своей группе мы не стремимся покупать большое количество развивающих игр, многое пытаемся сделать своими руками. Важно то, что эти игры изготовлены на глазах у детей. Это особенно привлекает детей, и они с удовольствием играют в них. Достоинство этих игр ещё и в том, что они не требуют какого-то специального материала. Они очень просты в изготовлении.
При активной помощи родителей был оборудован уголок «Развиваем наши пальчики», в котором собранны разновидности игр из природного материала. Достоинством приведенных ниже игр у детей является то, что игры, сделанные своими руками можно проводить как в детском саду, так и дома. В играх для развития мелкой моторики используются подручные материалы, которые есть в любом доме.
Игра «Полянка»
В этой игре дети не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов, ориентируются на плоскости. Для ее изготовления взята потолочная панель, поделенная на квадратики разного цвета, цветы изготовлены из цветной бумаги, дети выбирают нужный цвет и прикладывают цветок к нужному цвету на панель.
Игра «Пробочный тренажер»
Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Раскручивание и закручивание их развивает кисть руки и запястье. Эта игра развивает не только моторику, но и воображение, фантазию, творческие способности ребенка. Для ее изготовления взята потолочная панель, проделываются отверстия для горлышек от пластиковых бутылок, и прикручиваются крышки разных цветов.
Игры «Шнуровки».Развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки самообслуживания, развивают творческие способности, глазомер, укрепляют пальцы рук. Нужно из куска линолеума, вырезать разные фигурки и проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки для шнурования.
Игра «Золушка».
Позволяет развивать умение брать двумя-тремя пальцами крупы, формирует движение рук и глаз. Потребуется семена фасоли, гороха, крупные макаронные изделия. Перед игрой все семена смешивают и делят на кучки по количеству игроков. Участники игры по команде должны рассортировать все семена по разным кучкам. Побеждает тот, кто первый справится с заданием.
Игры «с бельевыми прищепками»
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать тактильные ощущения. Для этой игры понадобится цветной картон, вырезаем из него шаблоны (ежика, тучки, солнышко, землю) и детям предлагается прикреплять прищепки к шаблонам (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле). Все эти игры настолько интересны детям, они играют в них с удовольствием.
Игры проводятся в свободной деятельности утром или после сна, индивидуально или с группой детей.
Реализация игровой методики развития мелкой моторики руки в работе с детьми дошкольного возраста будет более эффективна при условии:
- включение игр в разные режимные моменты;
- учета индивидуальных особенностей и игровых интересов детей;
- закрепление игровых действий детьми в условиях семейного воспитания.