Аалто
Здоровьесберегающая деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающая деятельность.
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Отношение детей к своему здоровью – основа их будущего. Именно поэтому, особое внимание я уделяю работе в образовательной области «Здоровье» Вся моя работа ведется в тесном контакте с медицинскими работниками. Они осуществляют мониторинг за состоянием здоровья детей. Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся особенностей в состоянии здоровья. Врач-педиатр составляет сводную схему, которая помогает нам, воспитателям, иметь четкую картину о состоянии здоровья детей группы. Эта схема-анализ заносится в групповой «Журнал здоровья». Проанализировав исходное состояние здоровья детей, их физическое развитие мы планируем работу по сохранению и стимулированию здоровья детей. Для соблюдения оптимального двигательного режима провожу, прежде всего, организованную двигательную деятельность : утреннюю гимнастику (ежедневно, физкультурные занятия (2 раза в неделю, подвижные игры на прогулке. Кроме этого я отвожу детям время для самостоятельной двигательной деятельности : утром, после завтрака, на прогулке, после сна. Кроме традиционной двигательной деятельности мы включаю в воспитательно-образовательный процесс элементы оздоровления и профилактики :
Публикация «Здоровьесберегающая деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Динамические паузы. Динамические паузы провожу во время занятий (2-3 минуты) по мере утомляемости детей в качестве профилактики утомления, иногда включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятий (в группе есть комплексы гимнастики для глаз, дыхания).
- Релаксация. В подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей определяю интенсивность технологии. Ее можно использовать для всех возрастных групп. Я использую спокойную классическую музыку, звуки природы. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание снять возбуждение. Я пришла к выводу, что релаксация необходима и полезна, когда дети находятся в состоянии переутомления, перевозбуждения или близки к этому.
-Коррегирующую минигимнастику по профилактике плоскостопия и нарушения осанки выполняем ежедневно после сна. Для того чтобы повысить интерес детей к выполнению сложных и рутинных упражнений, превратить каждодневные тренировки в веселое увлекательное путешествие, предлагаю детям игровые упражнения. Показ ярких интересных картинок по тексту упражнений сопровождаем простыми и понятными двустишиями.
-Пальчиковая гимнастика. Комплексы пальчиковой гимнастики подбираю в соответствии с лексической темой, в игровой, стихотворной форме. Фигуры просты для выполнения. Их регулярное выполнение способствует развитию мыслительных процессов, оказывает благотворное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает успешно овладеть навыками письма в будущем. В группе есть картотека комплексов пальчиковой гимнастики.
-Правильная осанка. Контроль за правильной осанкой осуществляю во всех видах деятельности. В группе есть картотеки упражнений для профилактики нарушений осанки и профилактике плоскостопия, которые включаются в режимные моменты.
В период повышенной заболеваемости гриппом и ОРЗ провожу в группе такие дополнительные мероприятия:
• бактерицидное обеззараживание воздуха (раскладываю мелко-нарезанный лук или чеснок в помещениях группы,
• витаминизация (проводит медицинский работник,
• использование фитонцидов (чеснок) в виде чесночных бус, ароматерапии, прием внутрь. Также в своей работе широко использую закаливание, как один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма. Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к следующему:
• создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;
• рациональная одежда;
• длительное пребывание на воздухе;
• привычка к прохладной воде. При закаливании придерживаемся следующих принципов:
• постепенность;
• систематичность;
• учет индивидуальных особенностей. Для закаливания детей использую хождение по массажным коврикам до и после сна. Массаж стопы оказывает благоприятное воздействие на внутренние органы, улучшает общее само- чувствие, а также способствует профилактике плоскостопия. При закаливании водой я использую следующие процедуры:
- умывание прохладной водой перед приемом пищи;
- после каждого загрязнения рук;
- полоскание рта после каждого принятия пищи и после сна водой комнатной температу- ры;
- контрастное обливание ног летом; - игры с водой. Формирование привычек ЗОЖ происходит с помощью: утренней гимнастики. Ежедневно в нашей группе проводится гимнастика для пробуждения (после дневного сна, для этого создана подборка разных комплексов физкультурных минуток.
В работе с детьми активно использую технологию обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. В группе создан «Уголок здоровья», где дети получают знания валеологического характера.