Любовь Савельева
Здоровьеориентированные технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьеориентированные технологии в ДОУ
Здоровьеориентированные технологии – это программы и методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивацию на здоровый образ жизни».
Публикация «Здоровьеориентированные технологии в ДОУ» размещена в разделах
Целью здоровьеориентированных технологий является сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни у детей. Также целью является предоставление необходимого объема знаний, умений, которые необходимы детям для здорового образа жизни.
Здоровьеориентированные технологии появились впервые в педагогике.
Одной из главных задач технологии считается сохранение и укрепление здоровья у обучающихся.
Выделяют следующие функции здоровьеориентированных педагогических технологий :
1) Информационно-коммуникативная функция – обеспечивает передачу накопленного опыта последующим поколениям о здоровом образе жизни, о бережном отношении к здоровью и о ценности жизни;
2) Формирующая - данная функция осуществляет становление личности на основе, как биологических, так и социальных закономерностей;
3) Диагностическая – данная функция направлена на сохранение здоровья у учащихся в разных учебных заведениях, а также направлена на определении состояния здоровья и подбор необходимых здоровьеориентированных технологий;
4) Интегральная – содержит в себе весь опыт народа, разные научные концепции, которые направлены на сохранение здоровья у будущего поколения;
5) Рефлексивная – направлена на пересмотр имеющегося опыта в сохранении и увеличении здоровья и для измерения уже достигнутых результатов.
Выделяют несколько классификаций здоровьеориентированных технологий, но наиболее разработанной и используемой в образовательных организациях считается классификация Н. К. Смирнова. Им было выделено несколько групп:
1. Медико-гигиенические технологии – данные технологии направлены на профилактику различных заболеваний, на коррекцию и реабилитацию соматического здоровья. Также эти технологии регулируют и обеспечивают санитарно-гигиенические условия в соответствии с СанПиНами;
2. Физкультурно-оздоровительные технологии – данные технологии ориентированы на физическое развитие организма, а именно на гибкость, быстроту, выносливость, закаливание и т. д. Данные качества формируются на занятиях физической культуры и в спортивных секциях;
3. Экологические здоровьесберегающие технологии – эти технологии направлены на создание лучших экологических, природосообразных условий для жизнедеятельности людей. Это выражается в озеленении территории, помещений;
4. Социальные технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности – данные технологии направлены на формирование ЗОЖ и сохранение жизни в чрезвычайных ситуациях;
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии (формирование валеологических знаний и навыков) – направлены на формирование основ здорового образа жизни у детей в детских садах и школах.
Н. К. Смирнов выделяет следующие компоненты здоровьеориентированных технологий в работе с детьми :
1. Принцип «Не навреди»;
2. Принцип непрерывности и преемственности;
3. Принцип субъект – объектного взаимоотношение участников образовательного процесса;
4. Принцип соответствия возрастным особенностям детей;
5. Принцип комплексного подхода в работе с детьми;
6. Принцип активного включения, подразумевающий ответственность каждого ребенка за свое здоровье.
Здоровьеориентированные технологии в дошкольной образовательной организации – направлены на работу по сохранению и поддержанию здоровья у детей, воспитателей и родителей.
Здоровьеориентированные технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, что в наше время является особенно актуальной задачей. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от состояния здоровья детей и полноценная реализация здоровьесберегающих программ в образовании - это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей.