Кристина Амбарцумян
Здоровьеориентированная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
"Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство,
но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения".
Ж. Тиссо
Здоровьеориентированная деятельность отдельно взятого детского сада осуществляется в конкретных условиях, которые определяются множеством фактов: социокультурной средой микрорайона, уровнем культуры здоровья данного педагогического коллектива, характером взаимоотношений «дети-взрослые», «дети-дети», «педагоги-родители», связи с другими образовательными, культурными учреждениями и организациями, медицинским обслуживанием, предметно-развивающей средой и т. д.
Публикация «Здоровьеориентированная деятельность в детском саду» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ достигается путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, использующего адекватные технологии развития и воспитания, способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Общеметодические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы и методы воспитательно-образовательного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих технологий.
1. Это принцип активности и сознательности — успех в работе мы определяем через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса. Оздоровительная работа предполагает формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения, осознавая оздоровительное воздействие,
ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
2. систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания,форм, средств и методов работы;
3. «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка.
4. Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Создаются индивидуальные оздоровительные программы, учитывающие особенности здоровья и развития ребенка. Процесс же сопровождения мы рассматриваем как совокупность последовательных действий, обеспечивающий развитие здоровой личности ребенка.
5. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П. К. Анохина).
6. Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Стремимся к тому, чтобы оздоровительную направленность имели не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Очень важным для удовлетворения потребности детей в движении является организация правильного двигательного режима в детском саду и семье. Поэтому была разработана и внедрена в работу детского сада современная модель двигательного режима (представлена в программе). В нее вошли физкультурно-оздоровительные занятия с детьми, учебные занятия по физической культуре, физкультурно-массовые мероприятия, совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи по вопросам здровьебережения. Особое место в двигательном режиме занимает самостоятельная двигательная деятельность детей. Для организации физкультурных занятий и осуществления самостоятельной двигательной деятельности детей в детском саду созданы необходимые условия. Имеется гимнастическое оборудование и полоса препятствий, коррекционные дорожки для профилактики плоскостопия, косолапости, корзины для забрасывания мячей, мишени для метания в цель. Для повышения двигательной активности и оздоровления детей широко используем «игровые дорожки» в сочетании сконтрастными воздушными ваннами после дневного сна.
Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Поэтому большое значение в оздоровительной работе уделяем созданию положительного психо-эмоционального климата в детском саду. Для его достижения педагоги строят свои отношения с детьми и родителями с позиций личностно-ориентированного взаимодействия. Длительность и количество занятий в детском саду соответствует разработанным СанПином нормам «Об учебной нагрузке». Педагоги исключают превышение учебных и физических нагрузок.
Работа психолога детского сада осуществляется по тренинговой программе эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь ирадуюсь» С. В. Крюковой. Основная ее цель - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенные эмоциональные состояния. При этом в детском саду используются различные инновационные подходы и методы в развитии и коррекции эмоциональной сферы ребенка: этюды, психогимнастику, релаксационные упражнения, арт-терапию, игровые психотерапевтические техники. Работа психолога строится на различных уровнях взаимодействия: индивидуальном (психологическое сопровождение ребенка, создание адаптационных программ, индивидуальные консультации педагогам, родителям, групповом (организация развивающих занятий по психофизиологическим особенностям, групповые консультации).