Папки-передвижки

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Юлия Татаринцева
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

«Здоровье сберегающие технологии»

Воспитатель: Татаринцева Ю. А.

2019 г.

Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» размещена в разделах

Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов

«techne» – искусство, умение и «logos» – учение, наука) – совокупность знаний и способов деятельности.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье, как предмет здоровье сберегающих технологий :

1. Здоровье физическое.

2. Здоровье психическое.

3. Здоровье социальное.

4. Здоровье нравственное.

Критерии оценки здоровья :

• Уровень работоспособности.

• Оценка наличия вредных привычек.

• Выявление физических дефектов.

• Оптимальный двигательный режим.

• Рациональное питание.

• Закаливание и личная гигиена.

• Положительные эмоции.

• Социальное благополучие.

Принципы здоровье сберегающих технологий :

• принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• непрерывности здоровье сберегающего процесса;

• систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• всестороннего и гармонического развития личности;

• системного чередования нагрузок и отдыха;

• постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

• возрастной адекватности здоровье сберегающего процесса и др.

Формы НОД:

• с использованием профилактических методик;

• с применением функциональной музыки;

• с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

• через оздоровительные мероприятия; • создания здоровье сберегающей среды.

Средства здоровье сберегающих технологий :

1. Средства двигательной направленности:

• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);

• физические упражнения;

• физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

2. Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фототерапия, ингаляция).

3. Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня).

Методы здоровье сберегающих технологий : фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

Существуют следующие приемы:

1. Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения). 2. компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж)

3. Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).

4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам). Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

У детей до семи лет занимают:

1 место – заболевания органов дыхания;

2 место – инфекционные и паразитарные болезни;

3 место – болезни нервной системы и органов чувств;

4 место – заболевания органов желудочно-кишечного тракта.

С учетом этого программа здоровье сбережения включает следующие компоненты:

1. Рациональное питание.

2. Оптимальная для организма двигательная активность.

3. Соблюдение режима дня ( с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» – рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» – просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей – необходимое условие для рациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня.

4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Диагностика – процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье.

Цель диагностики здоровья детей – способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

• оценка физического развития;

• оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Существует десять золотых правил здоровье сбережения :

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Таким образом, здоровье сберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют следующие формы работы: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в детском саду, физкультминутки, игры, развлечения, соревнования и др. Цель таких занятий – активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности.

Консультация для родителей

Физкультура как средство профилактики и лечения заболеваний находит все более широкое применение в практике.

К средствам физической культуры относятся специальные общефизические упражнения, подвижные игры, а также закаливание и массаж.

Гимнастические упражнения укрепляют дыхательные мышцы, способствуют нормальному развитию грудной клетки, в результате чего

повышается вентиляция легких, увеличивается газообмен, улучшается легочное кровообращение, и кровь быстрее насыщается кислородом; облегчается работа сердечно сосудистой системы. Под влиянием физических упражнений улучшается работа органов пищеварения, повышается моторная деятельность кишечника, что устраняет запоры и скопления газов, усиливает выделение пищеварительных соков,

лучше всасываются пищевые вещества, усиливается обмен веществ. Упражнения желательно выполнять при открытой форточке, лучше на воздухе, приобщая ребенка к природе.

Утренняя зарядка облегчает переход от сна к бодрствованию, позволяет организму быстрее включиться в работу. Для нее предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать упражнения для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале подтягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнения, успокаивающие дыхание.

Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 4 до 1012 минут.

Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений.

Комплекс упражнений менять каждые 10 дней.

Полезно совмещать прогулки со спортивными упражнениями, играми. В игре совершенствуются двигательные навыки ребёнка, повышается его эмоциональный тонус, кроме того, подвижные игры на свежем воздухе дают хороший оздоровительный эффект.

Ходьба на лыжах – наиболее доступный зимой вид спорта, благотворно влияющий на организм ребенка. Во время лыжной

прогулки в

работу вовлекаются почти все группы мышц. Укрепляются сердечно сосудистая и дыхательная системы, опорно-связочный аппарат,

улучшаются обменные процессы в организме. Общение с природой успокаивает, создает положительный эмоциональный настрой. Но главное преимущество этого спорта – длительное пребывание ребенка на чистом воздухе, насыщение организма кислородом.

Консультация «Большие и маленькие играют вместе»

(для воспитателей)

Цель: создание условий для социально-психологической адаптации детей 3 лет и коррекционно – развивающая работа с дошкольниками 5-7 лет через организацию совместных физкультурных занятий, игр

Все занятия связаны единым сюжетом, на пример «Непослушные мячи», «Дружные вагончики*, «Удивляемся вместе», используются игры превращения, игровые задания, которые обязательно выполняются в паре малыш — старший дошкольник. Совместные упражнения тем не менее дифференцированы по нагрузке и сложности. Так, при прокатывании мяча с горки дети раннего возраста бегут за мячом и возвращаются назад, а старшие при движении обратно отбивают его одной рукой от пола. Стимулирует активность детей и усиливает эффект использование яркого привлекательного нестандартного физкультурного оборудования. В конце проводится совместная игра, выполняются танцевальные упражнения. В качестве музыкального сопровождения используются аудиозаписи и живая музыка (в этом случае в работу включается музыкальный руководитель). Предусматриваются диагностические занятия и праздник — сюрприз для всех участников проекта.

За время работы над проектом сложились определенные традиции: встреча-приветствие, формирование пар, открытость в выражении чувств, сотрудничество и взаимопомощь. Каждое занятие заканчивается добрыми пожеланиями в общем кругу, после чего старшие провожают малышей до группы.

Деятельность специалистов тщательно скоординирована: руководитель по физической культуре осуществляет общее руководство занятиями, музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар и способствует созданию позитивного эмоционального настроя. Воспитатели активно участвуют в диагностических мероприятиях, организуют совместные игры старших и младших детей в соответствии с рекомендациями инструктора по физической культуре.

Взаимодействие с родителями осуществляется через семинары-практикумы «Азбука движений», оформление фотоальбомов «Физкультура — дома», рекомендации «Советы специалистов», индивидуальные и групповые консультации.

Благодаря проекту малыши стали меньше болеть, лучше двигаться, чаще проявлять положительные эмоции при выполнении упражнений. Воспитатели и родители отмечают, что дети, перешедшие из группы раннего возраста, где реализовывался проект, в дошкольную группу быстрее и легче адаптировались к новой обстановке, к новым воспитателям и их требованиям. Старшие дети стали более эмоционально и с пониманием относиться и к своим сверстникам, и к малышам, реже обращаться за помощью к воспитателю, учить младших, как нужно двигаться. Младшие же все чаще проявляют инициативу и сами обращаются к старшим. Очень важно, что все дети хотят общаться и делать что-то вместе.

Занятие «Здравствуй!»

1. Игровые упражнения:

«Выбери себе пару». Инструктор предлагают детям выбрать себе пару для занятий.

Пары создаются по инициативе детей раннего или старшего возраста.

Дети берутся за руки и идут по залу под музыку.

«Найди друг друга». Педагог-психолог с детьми раннего возраста переходят на другую часть зала, затем дети старшего возраста подходят к своей паре и улыбаются своему товарищу, глядя в глаза.

Вариант упражнения: первыми переходят на другую часть зала старшие дети, а младшие идут к ним и находят свою пару. 2. Игра «Круг-кружочек»

Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Круг-кружочек, аленький цветочек.

Раз, два, три — развернись-ка, Таня, ты!

Названный ребенок отпускает руки, разворачивается спиной. Дети опять идут по кругу, игра начинается снова.

Занятие «Дарим радость другу»

1. Игровые упражнения:

«Выбери султанчик». В одной части зала лежат султанчики. Дети парами подходят к ним и выбирают султанчики тех цветов, которые им больше всего нравятся. Педагог-психолог помогает детям в их выборе.

«Салют».

Дети стоят на одной стороне зала. Они парами прыгают на двух ногах, держа в руках султанчики, до центра, останавливаются и дружно машут ими так, чтобы получился разноцветный салют.

«Поменяемся султанчиками».

Старшие дети перебегают на другой конец физкультурного зала. Инструктор предлагает детям раннего возраста добежать до старших и поменяться султанчиками.

2. Игра «Найди свой домик»

Каждая пара выбирает себе «домик» (обруч).

Под музыку дети сначала шагают в разных направлениях по залу, с остановкой музыки и по сигналу инструктора: «Найди свой домик!» они возвращаются на свои места. Старший пропускает младшего вперед и только после этого забегает в «ДОМИК».

Второй раз звучит музыка, под которую дети бегают, под третий музыкальный фрагмент они выполняют танцевальные движения.

Занятие «Удивительные горошинки»

1. Игровое упражнение:

В корзине находятся шарики основных цветов, на другой стороне зала лежат обручи тех же цветов. Пара детей, взявшись за руки, берег из корзины по шарику одного цвета и несет его в обруч такого же цвета.

2. «Танец горошинок»

Все дети стоят в кругу, выполняя танцевальные движения. а) 1-4 — покачиваем головой вправо-влево;

5-8 — поднимаем плечи вверх-вниз;

9-12 — касаемся щек пальчиком, показываем «горошинки»; 13-16 — поднимаем колено, ставим ногу на пятку.

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

б) 1 -4 — потягиваемся, руки в стороны; 5-8 — показываем «горошинки»; 9-12 — «смотрим в бинокль»; 13-16 —хлопаем в ладоши. Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Публикации по теме:

«Компьютерные технологии в детском саду» Использование компьютера в учебно-воспитательных целях дошкольных учреждениях требует тщательной подготовки и организации самих занятий,.

Педсовет-деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Педсовет-деловая игра «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Цель: Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста,.

Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые мной в ДОУ 1. Физминутки (во время образовательной деятельности, в течении 2-5 минут, по мере утомляемости детей). Рекомендуются в качестве профилактики.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчетЗдоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях ДОУ-фотоотчет Использование нетрадиционных методов и приемов результативно для развития дошкольников. Особо остро в настоящее время стоит вопрос о здоровье.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учебном заведении Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы . Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Опубликовано: 25 декабря 2019 в 19:45
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Татаринцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД