Юлия Татаринцева
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Здоровье сберегающие технологии»
Воспитатель: Татаринцева Ю. А.
2019 г.
Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» размещена в разделах
Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровье сберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов
«techne» – искусство, умение и «logos» – учение, наука) – совокупность знаний и способов деятельности.
Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровье, как предмет здоровье сберегающих технологий :
1. Здоровье физическое.
2. Здоровье психическое.
3. Здоровье социальное.
4. Здоровье нравственное.
Критерии оценки здоровья :
• Уровень работоспособности.
• Оценка наличия вредных привычек.
• Выявление физических дефектов.
• Оптимальный двигательный режим.
• Рациональное питание.
• Закаливание и личная гигиена.
• Положительные эмоции.
• Социальное благополучие.
Принципы здоровье сберегающих технологий :
• принцип «Не навреди!»;
• принцип сознательности и активности;
• непрерывности здоровье сберегающего процесса;
• систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
• всестороннего и гармонического развития личности;
• системного чередования нагрузок и отдыха;
• постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
• возрастной адекватности здоровье сберегающего процесса и др.
• Формы НОД:
• с использованием профилактических методик;
• с применением функциональной музыки;
• с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
• через оздоровительные мероприятия; • создания здоровье сберегающей среды.
Средства здоровье сберегающих технологий :
1. Средства двигательной направленности:
• элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
• физические упражнения;
• физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.
2. Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фототерапия, ингаляция).
3. Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня).
Методы здоровье сберегающих технологий : фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.
Существуют следующие приемы:
1. Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения). 2. компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж)
3. Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).
4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам). Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
У детей до семи лет занимают:
1 место – заболевания органов дыхания;
2 место – инфекционные и паразитарные болезни;
3 место – болезни нервной системы и органов чувств;
4 место – заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
С учетом этого программа здоровье сбережения включает следующие компоненты:
1. Рациональное питание.
2. Оптимальная для организма двигательная активность.
3. Соблюдение режима дня ( с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» – рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» – просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей – необходимое условие для рациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня.
4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Диагностика – процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье.
Цель диагностики здоровья детей – способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:
• оценка физического развития;
• оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).
Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.
Существует десять золотых правил здоровье сбережения :
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!
Таким образом, здоровье сберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют следующие формы работы: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в детском саду, физкультминутки, игры, развлечения, соревнования и др. Цель таких занятий – активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности.
Консультация для родителей
Физкультура как средство профилактики и лечения заболеваний находит все более широкое применение в практике.
К средствам физической культуры относятся специальные общефизические упражнения, подвижные игры, а также закаливание и массаж.
Гимнастические упражнения укрепляют дыхательные мышцы, способствуют нормальному развитию грудной клетки, в результате чего
повышается вентиляция легких, увеличивается газообмен, улучшается легочное кровообращение, и кровь быстрее насыщается кислородом; облегчается работа сердечно сосудистой системы. Под влиянием физических упражнений улучшается работа органов пищеварения, повышается моторная деятельность кишечника, что устраняет запоры и скопления газов, усиливает выделение пищеварительных соков,
лучше всасываются пищевые вещества, усиливается обмен веществ. Упражнения желательно выполнять при открытой форточке, лучше на воздухе, приобщая ребенка к природе.
Утренняя зарядка облегчает переход от сна к бодрствованию, позволяет организму быстрее включиться в работу. Для нее предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать упражнения для туловища, мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале подтягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнения, успокаивающие дыхание.
Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 4 до 1012 минут.
Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений.
Комплекс упражнений менять каждые 10 дней.
Полезно совмещать прогулки со спортивными упражнениями, играми. В игре совершенствуются двигательные навыки ребёнка, повышается его эмоциональный тонус, кроме того, подвижные игры на свежем воздухе дают хороший оздоровительный эффект.
Ходьба на лыжах – наиболее доступный зимой вид спорта, благотворно влияющий на организм ребенка. Во время лыжной
прогулки в
работу вовлекаются почти все группы мышц. Укрепляются сердечно сосудистая и дыхательная системы, опорно-связочный аппарат,
улучшаются обменные процессы в организме. Общение с природой успокаивает, создает положительный эмоциональный настрой. Но главное преимущество этого спорта – длительное пребывание ребенка на чистом воздухе, насыщение организма кислородом.
Консультация «Большие и маленькие играют вместе»
(для воспитателей)
Цель: создание условий для социально-психологической адаптации детей 3 лет и коррекционно – развивающая работа с дошкольниками 5-7 лет через организацию совместных физкультурных занятий, игр
Все занятия связаны единым сюжетом, на пример «Непослушные мячи», «Дружные вагончики*, «Удивляемся вместе», используются игры превращения, игровые задания, которые обязательно выполняются в паре малыш — старший дошкольник. Совместные упражнения тем не менее дифференцированы по нагрузке и сложности. Так, при прокатывании мяча с горки дети раннего возраста бегут за мячом и возвращаются назад, а старшие при движении обратно отбивают его одной рукой от пола. Стимулирует активность детей и усиливает эффект использование яркого привлекательного нестандартного физкультурного оборудования. В конце проводится совместная игра, выполняются танцевальные упражнения. В качестве музыкального сопровождения используются аудиозаписи и живая музыка (в этом случае в работу включается музыкальный руководитель). Предусматриваются диагностические занятия и праздник — сюрприз для всех участников проекта.
За время работы над проектом сложились определенные традиции: встреча-приветствие, формирование пар, открытость в выражении чувств, сотрудничество и взаимопомощь. Каждое занятие заканчивается добрыми пожеланиями в общем кругу, после чего старшие провожают малышей до группы.
Деятельность специалистов тщательно скоординирована: руководитель по физической культуре осуществляет общее руководство занятиями, музыкальный руководитель подбирает музыкальный репертуар и способствует созданию позитивного эмоционального настроя. Воспитатели активно участвуют в диагностических мероприятиях, организуют совместные игры старших и младших детей в соответствии с рекомендациями инструктора по физической культуре.
Взаимодействие с родителями осуществляется через семинары-практикумы «Азбука движений», оформление фотоальбомов «Физкультура — дома», рекомендации «Советы специалистов», индивидуальные и групповые консультации.
Благодаря проекту малыши стали меньше болеть, лучше двигаться, чаще проявлять положительные эмоции при выполнении упражнений. Воспитатели и родители отмечают, что дети, перешедшие из группы раннего возраста, где реализовывался проект, в дошкольную группу быстрее и легче адаптировались к новой обстановке, к новым воспитателям и их требованиям. Старшие дети стали более эмоционально и с пониманием относиться и к своим сверстникам, и к малышам, реже обращаться за помощью к воспитателю, учить младших, как нужно двигаться. Младшие же все чаще проявляют инициативу и сами обращаются к старшим. Очень важно, что все дети хотят общаться и делать что-то вместе.
Занятие «Здравствуй!»
1. Игровые упражнения:
«Выбери себе пару». Инструктор предлагают детям выбрать себе пару для занятий.
Пары создаются по инициативе детей раннего или старшего возраста.
Дети берутся за руки и идут по залу под музыку.
«Найди друг друга». Педагог-психолог с детьми раннего возраста переходят на другую часть зала, затем дети старшего возраста подходят к своей паре и улыбаются своему товарищу, глядя в глаза.
Вариант упражнения: первыми переходят на другую часть зала старшие дети, а младшие идут к ним и находят свою пару. 2. Игра «Круг-кружочек»
Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:
Круг-кружочек, аленький цветочек.
Раз, два, три — развернись-ка, Таня, ты!
Названный ребенок отпускает руки, разворачивается спиной. Дети опять идут по кругу, игра начинается снова.
Занятие «Дарим радость другу»
1. Игровые упражнения:
«Выбери султанчик». В одной части зала лежат султанчики. Дети парами подходят к ним и выбирают султанчики тех цветов, которые им больше всего нравятся. Педагог-психолог помогает детям в их выборе.
«Салют».
Дети стоят на одной стороне зала. Они парами прыгают на двух ногах, держа в руках султанчики, до центра, останавливаются и дружно машут ими так, чтобы получился разноцветный салют.
«Поменяемся султанчиками».
Старшие дети перебегают на другой конец физкультурного зала. Инструктор предлагает детям раннего возраста добежать до старших и поменяться султанчиками.
2. Игра «Найди свой домик»
Каждая пара выбирает себе «домик» (обруч).
Под музыку дети сначала шагают в разных направлениях по залу, с остановкой музыки и по сигналу инструктора: «Найди свой домик!» они возвращаются на свои места. Старший пропускает младшего вперед и только после этого забегает в «ДОМИК».
Второй раз звучит музыка, под которую дети бегают, под третий музыкальный фрагмент они выполняют танцевальные движения.
Занятие «Удивительные горошинки»
1. Игровое упражнение:
В корзине находятся шарики основных цветов, на другой стороне зала лежат обручи тех же цветов. Пара детей, взявшись за руки, берег из корзины по шарику одного цвета и несет его в обруч такого же цвета.
2. «Танец горошинок»
Все дети стоят в кругу, выполняя танцевальные движения. а) 1-4 — покачиваем головой вправо-влево;
5-8 — поднимаем плечи вверх-вниз;
9-12 — касаемся щек пальчиком, показываем «горошинки»; 13-16 — поднимаем колено, ставим ногу на пятку.
Ходьба по кругу, взявшись за руки.
б) 1 -4 — потягиваемся, руки в стороны; 5-8 — показываем «горошинки»; 9-12 — «смотрим в бинокль»; 13-16 —хлопаем в ладоши. Ходьба по кругу, взявшись за руки.