Ирина Косова
Здоровье ребёнка как цель совместных усилий школы и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Семья один из главных факторов развития и воспитания личности. На формирование культуры здоровья детей оказывают влияние различные по набору и взаимодействию социальные факторы, среди которых определяющими является семья, ее образ жизни, привычки, традиции.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение?» Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от активного участия в этом процессе детей; создания здоровьесберегающей среды; высокой профессиональной компетентности и грамотности педагога и родителей. Деятельность учителя, направленная на укрепление здоровья детей, будет иметь малый успех, если она ведется в аспекте учитель — дети. В этой работе необходимы звенья: учитель — родители, родители — дети.
Публикация «Здоровье ребёнка как цель совместных усилий школы и семьи» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
К сожалению, некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.
Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребенка зависит от следующих факторов:
-социально-культурного, определяющегося образовательным уровнем родителей и их ценностными установками на укрепление и сохранение своего здоровья и здоровья своих близких;
-социально-экономического, определяющегося имущественными характеристиками семьи;
-технико-гигиенического, определяющегося условиями проживания, оборудованием жилища, особенностями образа жизни семьи.
Без усвоения, освоения, присвоения общечеловеческих ценностей нет человека, и задача формирования культуры здоровья заключается не в объеме информации, а в усвоении ценностных установок личности, направленных на культуру здоровья. Поэтому на передний план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. И к таким средствам относятся: деятельность, общение, отношения.
Деятельность, как известно, - основной фактор развития человека. Деятельность, преобразующая мир, несущая смысл добра, милосердия и справедливости, формирует человека. Не менее важное условие – и цель деятельности. Она должна быть направлена на пользу другому человеку.
Общение, как атрибут деятельности, повышает ее воспитательный эффект. Оно должно быть диалогично, проблемно, духовно содержательно, интеллектуально насыщенно. Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, так как отношения – критерии развития семьи.
Общение и деятельность по формированию культуры здоровья школьников в семье напрямую связаны с психологическими механизмами социализации. Первый такой механизм – подкрепление. Поощряя определенное поведение ребенка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьсберегающих правил, родители внедряют в сознание ребенка систему ценностных установок и норм культуры здоровья, знание о том, какие из них одобряются, а какие нет. Другим механизмом является идентификация. В ее основе лежит подражание своим родителям, ориентация на родительский пример, на их уровень сформированности культуры здоровья.
К сожалению, приходится констатировать, что родители далеко не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни.
К основным причинам рискованного поведения родителей можно отнести:
-недостаток знаний о негативном влиянии на организм факторов риска (малоподвижный образ жизни, неправильное питание, несоблюдение правил гигиены, нездоровое сексуальное поведение, несоблюдение правил психогигиены и т. д.);
-недостаток знаний о том, как можно решить проблему здорового поведения для определенной категории людей;
-неправильные установки: «лишние килограммы не вредны для меня», «придет время, и я позабочусь о своем здоровье», «здоровее питание дорого стоит», «от стрессов в нашей жизни не уйти» и т. д. ;
-отсутствие навыков, недостаток опыта: люди не умеют рассчитать свой рацион и оптимальный двигательный режим, не умеют отдыхать, не прибегая к употреблению психоактивных веществ, не умеют преодолевать стресс, не владеют навыками самоконтроля и самопомощи и т. д. ;
-социокультурные проблемы: отсутствие условий для активного досуга; господство традиций, поощряющих употребление табака и алкоголя, недостаточный ассортимент здоровых доступных продуктов, недостаточное количество психологов и психотерапевтов и т. д. ;
-отсутствие образовательных программ для взрослого населения по вопросам ФЗОЖ.
В сложившейся ситуации не вызывает сомнения тот факт, что современная семья не может выполнить свою роль в формировании у детей здорового образа жизни без активной поддержки со стороны школы.
Первым и решающим условием такого положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу формирования культуры здоровья, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи знаниями и умениями по вопросам укрепления и сохранения здоровья, в их усвоении непосредственно теоретической и практической, определенным образом организованной здоровьеориентированной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в формировании культуры здоровья не только своего ребенка, но и класса в целом.
Совместная работа школы и семьи должна вестись в следующих направлениях:
-просветительская работа с родителями учащихся;
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, внеклассную и внешкольную воспитательную работу;
-пропаганда опыта семейного воспитания культуры здоровья.
Таким образом, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Лишь тесное взаимодействие педагогов и родителей может привести к созданию сильной, физически развитой и морально-устойчивой личности.