Эльвира Мешкова
Здоровье и безопасность дошкольника — социальный заказ общества, государства и семьи (4)
▼ Скачать + Заказать документы
3. Нетрадиционные формы оздоровления дошкольника
Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Они могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными.
Нетрадиционные методы помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость и снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представлять тот или иной образ, войти в него.
Публикация «Здоровье и безопасность дошкольника — социальный заказ общества, государства и семьи (4)» размещена в разделах
Среди нетрадиционных форм оздоровления можно выделить такие, как:
Закаливания носоглотки чесночным раствором – профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах в полости рта. Применять как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРВИ. Из расчета 1 зубчик чеснока на стакан воды. Чеснок размять, залить охлаждённой водой и настоять 1 час. Полоскать горло, закапать в нос (при необходимости). Использовать раствор в течение 2 ч. после приготовления. Применять с октября по апрель ежедневно после занятий, перед выходом на улицу.
Очищающий салат – способствует очистке организма от шлаков, оптимальному режиму работы желудочно-кишечного тракта, выработке желудочного сока с помочью клетчатки. Салат из свежих овощей в полусыром виде (капуста, морковь, укроп, сельдерей и т. д.) детям дают перед основным завтраком (за 15 мин.) по столовой ложке на голодный желудок.
Промывание носа холодной водой – подставить под холодную проточную воду ладони, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть её (затем то же правой и левой ноздрёй).
Здоровое питание – способствует нормализации функции желудочно-кишечного тракта, повышает жизненные силы, устойчивость к простудам. Пшеницу тщательно промыть холодной водой. Затем в эмалированной посуде раскладывают между двумя слоями влажной хлопчатобумажной ткани и ставят в тёплое место. Верхнюю салфетку время от времени увлажняют. Через 32-34 ч. пшеницу, у которой появились ростки нужно несколько раз помыть холодной кипяченной водой и «эликсир жизни» готов к употреблению. Употреблять по 1 ст. ложки после дневного сна.
Оздоровительный бег (дозированный) – для эмоционального заряда бодрости и духовного равновесия; тренировки дыхания, укрепления мышц, костей, суставов. Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7) человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей. В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4-2,7 м/с) без остановок значительные расстояния - от 950 м до 1600 м - за промежуток времени от 5 до 11 минут.
Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.
При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 5-6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать 2 круга (500 м, малоподвижным - 1 круг.
Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем - 3-4 круга, малоподвижным - 2 круга.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты) :
- при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;
- все дистанции для бега должны быть размечены (длины полукруга и одного круга);
- бег должен доставлять «мышечную радость» и удовольствие;
- нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, темп;
- после бега не забывать об упражнениях на расслабление и дыхание;
- в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, при этом учитывать одежду и длину дистанции, которая сокращается (от 250 до 500 м).
Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.
Массаж - повысить защитные средства слизистых и т. д. Во время утренних процедур самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики.
Обливание холодной водой - способствует пробуждению нервной системы, мобилизации внутренних сил организма. Обливание проводится как правило 20-30 с. После него ребенок быстро вытирается насухо.
Тренинг - элемент психической дисциплины, которому можно и нужно научить дошкольников, способность преувеличивать положительное и растворять, распылять отрицательное.
При выполнении тренингов важным является умении детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить своё настроение.
Релаксация - это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Даже дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем кперенапряжению. Обучая детей методом релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями - ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.
Фитотерапия - это лечение растениями. Лучше начинать прием фитопрепарата с 2-3 растениями, через 5-7 дней добавить еще 1 и т. д. Следить за реакцией организма. Фитопрепараты употребляют за 20-30 мин. до еды. Водные извлечения хранят 2-3 суток в прохладном месте.
Фитотерапия рекомендует: чай употреблять только внутрь; сборы внутрь и наружно (клизмы, компрессы, ванны и др.); порошки внутрь и наружно (присыпки, пластыри, соки свежих растений - внутрь и наружно. В домашних условиях чаи и настои удобно готовить в термосе на ночь).
Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. В конце прошлого века русский физиолог И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.
Цветотерапия - влияние цвета носит избирательный характер. Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, другие раздражают, вызывают не лучшие эмоции. Одни бодрят, другие угнетают. Причем на одних они действуют так, а на прочих иначе.
Красный цвет полезен при воспалительных заболеваниях. Пациент помещается в комнате, где все красного цвета, и все лучи, сюда проникающие, должны быть красными.
Синий цвет оказывает особое успокаивающее воздействие. Люди умственного труда найдут, что им легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. Этот цвет также полезен для слабых глаз.
Зеленый цвет эффективен при лечении воспалений глаз. Оранжевый обостряет аппетит. Жёлтый исцеляет кишечник.
Фитонцидотерапия. У лука в листьях и лукавицах сконцентрированы витамины, минеральные соли, питательные вещества, большое количество фитонцидов, подавляющих рост патогенных микроорганизмов. Чеснок - обеззараживающее, убивающее бактерии лечебное растение. Применяется в лечении и профилактике многих болезней. Приготовленный сок и кашица должны быть свежеприготовленными, ибо при пребывании на воздухе в течение 10-15 мин летучие бактерицидные вещества улетучиваются.
Смехотерапия - ускоряет выздоровление, помогает справляться с трудностями, сохранять душевное равновесие оптимизм. Она не заменяет лечение, но служит сильным и приятным дополнительным средством.
Игротерапия. Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая социально значимые последствия.
Психогимнастика очень полезна для всех детей, но особенно для тех, кто отличается чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, замкнутостью и т. д.
Такие реакции встречаются у детей с неврозами, легкими ЗПР, а также и у практически здоровых детей. Основной акцент в психогимнастики сделан на обучении элементам техники выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств.
Психогимнастика - это специальные занятия (этюды, упражнения, игры) направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоциональной сферы человека. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей.
С помощью предлагаемого материала по психогимнастике детей обучают азбуке передачи эмоций - выразительным и разнообразным движениями. В основном используется бессловесный материал, и очень важно педагогу уметь продемонстрировать выразительное и красивое выполнение движений.