Людмила Белик
Здоровье дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом по определению экспертов ВОЗ, демографический потенциал страны определяют дети в возрасте до 5 лет включительно, т. е. дети именно дошкольного возраста.
ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».
Публикация «Здоровье дошкольника» размещена в разделах
Ребенок, при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, большую часть дня проводит в этом учреждении и все жизненно важные процессы, такие как кормление, организация прогулок, обеспечение двигательной активности, проведение закаливающих процедур, осуществляются в детском саду. Таким образом, основная ответственность по сохранению и укреплению здоровья дошкольников, ложится на плечи специалистов детских садов, что требует тщательного наблюдения за состоянием здоровья детей с целью ранней диагностики, своевременной коррекции и профилактики начальных признаков патологических отклонений в организме ребенка.
Программа «Здоровье дошкольника» направлена на сохранение, укрепление здоровья ребенка в дошкольном учреждении и предполагает следующие направления работы:
1. Проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение адаптационного стресса:
• проведение комплекса педагогических и медицинских мероприятий;
• создание оптимальных условий пребывания ребенка в детском саду.
2. Профилактика гриппа и ОРВИ:
• проведение специфической и неспецифической профилактики; респираторных инфекций;
• проведение индивидуальных мероприятий группы ЧБД и детей с хронической патологией;
• проведение комплекса закаливающих процедур.
3. Профилактика ОКИ и паразитарных инвазий:
• проведение санитарно-гигиенических мероприятий;
4. Профилактика йоддефицитного состояния:
• обеспечение поступления йода в организм ребенка с продуктами питания.
5. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата:
• создание оптимального двигательного режима;
• обучение родителей, детей и педагогов комплексам специальных физических упражнений.
6. Контроль и проведение сбалансированного питания.
7. Оказание психолого-медико-педагогической помощи детям:
• выявление детей с отклонениями в развитии,
• направление на проведение комплексного диагностического обследования в условиях лечебного учреждения;
• разработка рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической помощи;
• проведение комплекса мероприятий по подготовке ребенка к школе.
Мероприятия Программы «Здоровье дошкольника» проводятся специалистами дошкольного учреждения в соответствии с годовыми планами.
Снижение адаптационного стресса.
Мероприятия, направленные на снижение адаптационного стресса у детей, с первых дней посещения дошкольного образовательного учреждения ведут работу педиатр, медицинская сестра, воспитатель, методист и психолог. Во время адаптации проводятся принципы щадящего режима пребывания: постепенный прием вновь поступающих детей в группу, кратковременное пребывание впервые дни. Ежедневно ведется наблюдение за состоянием здоровья ребенка, психологическим статусом, состоянием сна, аппетита, контакта с взрослыми и детьми в группе и т. д.
Проводятся индивидуальные беседы с родителями по адаптации малыша. После завершения адаптации проводится анализ по каждому ребенку. Специалисты дают рекомендации по дальнейшему обучению и оздоровлению воспитанников, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Профилактика ОРВИ и гриппа.
Грипп и ОРВИ до настоящего времени остаются одной из самых актуальных проблем, нанося огромный ущерб, как здоровью детей, так и экономике в целом. Высокая заболеваемость гриппом и ОРВИ среди детей дошкольного возраста, требует проведение целого комплекса профилактических и противоэпидемиологических мероприятий. Сочетание вакцинопрофилактики и неспецифической профилактики дает наибольший эффект, снижается заболеваемость при сезонных подъемах респираторных инфекций, длительность течения заболевания, уменьшается количество осложнений после перенесенного заболевания. Кроме этого, необходимо проводить работу, направленную на профилактику гриппа и ОРВИ, и среди персонала дошкольных образовательных учреждений. Большое значение для профилактики имеет создание благоприятных условий в помещениях для пребывания детей:
1. соблюдение санитарно-гигиенических требований,
2. все помещения ДОУ неоднократно проветриваются (в отсутствии детей, применяется сквозное и угловое проветривание,
3. поддерживается оптимальная температура воздуха в пределах 19-22 градусов,
4. создание условий для оптимальной двигательной активности ребенка.
Особая роль принадлежит мероприятиям по закаливанию детей. Используются различные виды закаливания:
• проведение утренней гимнастики под музыкальное сопровождение;
• оздоровительные прогулки на свежем воздухе;
• умывание прохладной водой перед каждым приемом пищи;
• полоскание рта и горла прохладной подсоленной водой;
• воздушные ванны до и после сна, на занятиях по физической культуре;
• ходьба босиком в обычных условиях, по ребристым дорожкам до сна и
после сна, на занятиях по физической культуре;
• контрастные ножные ванны по специальной методике;
• точечный массаж БАТ по методу Уманской;
• проведение гимнастики пробуждения;
• С-витаминизация 3 блюда;
• фитотерапия;
• пальчиковые игры
Большое внимание должно уделяться детям, состоящим на диспансерном учете, но группе ЧБД, и имеющим хронические заболевания. Но оздоровление и закаливание необходимо проводить индивидуально, с учетом состояния здоровья детей и рекомендациями участкового педиатра.
Иммунопрофилактика.
Новое тысячелетие человечество встречает на фоне дальнейшей интенсификации иммунопрофилактики. Борьба с ведущими инфекционными болезням, включенными в расширенную программу иммунизации ВОЗ, уже привела к впечатляющим успехам: в настоящее время этими прививками охватывается более 80% детского населения мира. Профилактика инфекционных заболеваний в детском саду является важнейшим разделом в работе медицинского персонала детского сада. Она ведется по двум направлениям: проведение иммунизации и противоэпидемических мероприятий. Вакцинопрофилактика занимает приоритетное положение среди мер, неправленых на снижение заболеваемости от инфекционных заболеваний.
Организация физической культуры дошкольника.
Физическое воспитание детей должно быть направленно на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Организованные формы двигательной активности должны включать: утреннюю гимнастику, физические упражнения в помещении и на улице, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику и т. д.
Медицинский работник, осуществляя наблюдения на занятиях физической культурой, должен ознакомиться с планом занятий, проверить соответствует ли план и содержание занятий требованиям программы для детей данного возраста, а также соответствуют ли применяемые упражнения данному возрасту, состоянию здоровья и уровню физической подготовки детей.
Проводится исследование стопы методом плантограмы среди детей старших и подготовительных групп. На основании исследования, проводится анализ, выявленные направляются на консультацию к ортопеду, создается группа, для занятий ЛФК для укрепления мышц стопы.
Организация питания.
Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.
Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:
1. Адекватная энергетическая ценность рациона;
2. Сбалансированность рациона;
3. Максимальное разнообразие рациона;
4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд;
5. Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания.
Республика Саха Якутия относится к йоддефицитным регионам. Недостаточное потребление йода приводит к тяжелым заболеваниям сердечно-сосудистой системы, болезням эндокринной и других систем организма, к существенной потере интеллектуального и образовательного потенциала. Необходимо проведение скрининговых исследований щитовидной железы дошкольников, диспансерного наблюдения и специального лечения под наблюдением врача-эндокринолога а также в включение в рацион продуктов богатых йодом.
Заключение.
В процессе воспитания и оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущества хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, развлечениях, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением. Следует подчеркнуть, что родители – непременные участники процесса формирования установки на здоровый образ жизни в семье. В сохранении здоровья не менее важен образ жизни, под которым следует понимать достаточную двигательную активность, рациональное питание, продуманный режим дня, отсутствие вредных привычек. Педагоги и медицинские работники в детском саду должны работать в тесном сотрудничестве с родителями, т. к. последние наиболее заинтересованы в сохранении здоровья своего ребенка.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена еще тем, что этот период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.