Папки-передвижки

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.

Светлана Калашникова
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

Применение игровой системы, режима динамических поз; использование упражнений на развитие психических познавательных функций, элементов нетрадиционных терапевтических технологий (аурикуло-, сказко-, хромо-, су-джок, музыкотерапии) в коррекционно-речевой работе способствует успешному преодолению речевых нарушений, решению проблем мотивации, социализации и здоровьесбережения.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике,» размещена в разделах

Выбор и использование технологических методов определяется характером речевого нарушения и применяется с учётом содержания, цели и задач коррекционно-логопедического воздействия, а также этапа работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Последовательность включения упражнений, переход от простых упражнений к более сложным комплексам выстраивается в зависимости от периода обучения и лексической темы.

Логопедическая практика в детском саду предполагает не только коррекцию речевых расстройств, но и сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Применяемые в коррекционно-развивающей работе технологии здоровьесбережения направлены на изучение индивидуальных возможностей организма ребёнка, обучение его приемам психической и физической саморегуляции.

Занятия в логопункте строятся в режиме периодической смены позы «сидя» на «стоя», для чего используются настенные панно, мольберт, магнитная доска, массажные дорожки, коврики с нашитыми верёвками и пуговицами. Этот метод позволяет сохранить работоспособность ребёнка, поддержать его активность в течение всего времени.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей проводится мышечная релаксация в сопровождении спокойной красивой музыки, звуков живой и неживой природы. Выполнение упражнений «Снежная баба», «Черепаха», «Лимон», «Воздушный шар», «Сосулька», «Облака», «Солнышко и тучка», «Бабочка», «Волшебный сон» снижает эмоционально-психическое напряжение, тревожность; делает ребёнка более уравновешенным, а также позволяет ему лучше понять свои телесные ощущения и переживаемые чувства. Релаксационные техники способствуют формированию навыков саморегуляции и сохранения ровного эмоционального состояния, повышают функциональный уровень систем всего организма.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на речевые центры, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение. С этой целью на занятиях используются пальчиковые игры со стихами и потешками, мелкими предметами; пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, мозаика, шнуровки, застежки, массаж и самомассаж кистей пальцев рук шариками, чётками, грецким орехом, зубной щёткой, шестигранным карандашом, с использованием сухого бассейна, в сопровождении с рифмовками; выкладывание по контуру предмета крупой, бобами, шерстяной ниткой; соединение точек, обводка шаблонов, штриховка контурных изображений предметов и др.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное её выполнение помогает улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить спастичность артикуляционных органов.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения подбираются целенаправленно, исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка. Для большей эффективности в работе по постановке звуков применяется такой метод, как биоэнергопластика – взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И., движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Сопряжённая гимнастика оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Наблюдать динамику в улучшении звукопроизношения можно, используя контрольные магнитофонные записи речи ребенка.

Пальчиковые кинезиологические упражнения позволяют активизировать межполушарное взаимодействие коры головного мозга ребёнка, улучшают мыслительную деятельность, повышают стрессоустойчивость. Такие игры, как «Кулачок – ладошка», «Зайчик – коза – вилка», «Колечко», «Блины», развивают память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику; снижают утомляемость.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения «Футбол», «Ветряная мельница», «Снегопад», «Листопад», «Шторм в стакане» развивают продолжительный, равномерный выдох у ребёнка, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Интерес детей к дыхательным упражнениям вызывается сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, повышают иммунитет.

Для снятия зрительной утомляемости используются тренажёры со зрительными метками по методике В. Ф. Базарного, игровые упражнения «Поймай зайку», «Найди комара», «Метёлки», «Филин», «Далеко – близко». Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие; развивают межполушарное взаимодействие и повышают насыщаемость организма энергией.

Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок- массажёров в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения способствует повышению физической, умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

Массаж ушных раковин до лёгкого покраснения и появления чувства тепла быстро мобилизует силы организма, помогает расслабиться или повысить активность, приводит к улучшению физического и эмоционального состояния.

Незатейливые игры и упражнения на песке стабилизируют эмоциональное состояние детей, способствуют становлению речи, произвольного внимания и памяти. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук они учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Таким образом, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Применяемые на всех этапах логопедического занятия игровые технологии не только создают мотивацию, активизируют интеллектуальную деятельность, формируют и совершенствуют высшие психические функции, но и способствуют здоровьесбережению, социализации. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Дети на этих занятиях вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

Использование здоровьесберегающих технологий, влияющих на проблему социальной адаптации дошкольников, на формирование гармоничной, творческой личности ребёнка, подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие, как здоровье, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений.

Публикации по теме:

Карта анализа индивидуального логопедического занятия Наличие коррекционно-развивающей программы Подготовка к занятию Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями,.

Презентация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 23:46
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике.» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Калашникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД