Виктория Сахарова
Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
▼ Скачать
Задачи:
Активизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;вызвать интерес к стихотворению,желание знать его; помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест; обогатить словарь новыми словами и словосочетаниями; помочь понять, запомнить стихотворение; совершенствовать интонационную выразительность; воспитывать любовь к поэзии.
Развивающая среда:
Серия картин «Осень», картинки, иллюстрирующие содержание стихотворения, портрет А. С. Пушкина.
Предварительная работа:
-беседа об осени
-наблюдения на прогулке
-чтение рассказов об осени
-рисование на осенние темы
Публикация «Заучивание стихотворения А, С, Пушкина „Уж небо осенью дышало…“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Стихи про осень для детей
- Темочки
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульях.
-Ребята, отгадайте загадку:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?
-Какие приметы осени вы знаете?
-Давайте охарактеризуем осень, какая она?
-Как вы думаете, почему осень называют золотой?
-А почему грустной, унылой порой?
- осень- очень красивое время года, недаром осенние пейзажи рисуют художники, поэты слагают стихи об осени, музыканты пишут песни и музыку о ней.
-посмотрите на этот портрет, кто изображен на нем?
-Александр Сергеевич очень любил осень, она его вдохновляла, он написал очень много стихотворений о ней. Сейчас мы познакомимся с одним из них, которое называется «Уж небо осенью дышало.» (чтение стихотворения)
-Как вы понимаете первую строку «Уж небо осенью дышало…»
-Какие признаки глубокой осени отражены в стихотворении?
-В стихотворении встречается новое интересное слово- сень, в строчке «лесов таинственная сень…» Вы знаете, что это? Этим словом автор обозначает верхушки деревьев, их кроны. Послушайте еще раз : «Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…»
-Что поэт хотел сказать этим словом?
-Почему летний шум листвы в лесу кажется нам веселым, а осенний печальным?
-Ребята в словах «Ложился на поля туман.» какое природное явление описывается?
-Когда мы можем его видеть?
-А как понять следующую строку:
«Гусей крикливых караван
Тянулся к югу;»
-Что такое караван?
-Дальше поэт говорит : «Приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора…»
Про какой месяц осени можно сказхать – скучная пора?
-Как вы думаете, почему Пушкин называет это время скучной порой?
Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся,
Медленно, тихо на землю ложатся.
И под ногами лежат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
-Ребята, вчера мы с вами делали осенние букеты, а сегодня ветер ворвался в окно и разбросал все листья по группе. Нам нужно их собрать. Там, где упал листочек, вас жлет осенная картинка. (к листьям прикреплены картинки с осенним пейзажем, дети собирают их и рассматривают).
Теперь посмотрим, может эти картинки помогут нам лучше понять стихотворение. Давайте подберем картинки к его строкам. (Дети находят нужные картинки и выстраивают в нужной последовательности на мольберте)
Теперь я прочту стихотворение еще раз, а вы постарайтесь его запомнить. (Повторное чтение стихотворения)
-Это очень красивое стихотворение, его нужно рассказывать выразительно, с красивой интонацией. А теперь мы послушаем, как вы его запомнили. (2-3 ребенка читают его наизусть с помощью воспитателя)
-Теперь мы попробуем прочитать это стихотворение по строкам.
Рефлексия.
-Сегодня мы познакомились с красивым, печальным стихотворением А. С. Пушкина об осени.
-Вам оно понравилось?