Мария Матвеева
Заучивание стихотворений детям старшего дошкольного возраста с использованием особых приемов запоминания
▼ Скачать + Заказать документы
В законе в РФ «Об образовании» сказано, что общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни, в обществе. Именно связная речь и развитие умения запоминать может помочь в решении этих задач. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка.
Публикация «Заучивание стихотворений детям старшего дошкольного возраста с использованием особых приемов запоминания» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе.
Цель - определить особенности методики обучения старших дошкольников заучиванию стихотворений.
Эта цель обусловила решение следующих задач:
- обратиться к лингвистическим и психолого-педагогическим аспектам развития речи дошкольников;
- раскрыть задачи и содержание работы по развитию речи детей средствами художественной литературы;
- рассмотреть методику обучения старших дошкольников заучиванию стихотворений.
Объект исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - процесс заучивания стихотворений старшими дошкольниками.
Актуальность изучения проблемы запоминания, заучивания произведений в том, что нет такой области где не употреблялась бы речь и использовалась бы умение запоминать материал.
Новизна предложенной мной работы по разучиванию стихотворений в том, что это помогло мне обогатить речевую развивающую среду и развивать умение запоминать материал. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность некоторых методов и приемов, изменяя и совершенствуя их по- своему, использую в работе по заучиванию стихотворений особенные методы и приемы.
Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.
Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.
Заучивание стихов — один из испытанных приемов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объем, время хранения количества слов, увеличивается роль опосредованной памяти: чем старше становится ребенок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти. С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума, специально направленную на запоминание чего-либо и связанную с использованием особых приемов запоминания.
Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приемы, т. е. дошкольники должны учить стихи с опорой на наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Переводим словесную информацию в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому сделать это не очень трудно. Метод может применяться одновременно с иллюстративным или без него.
В своей работе по заучиванию стихов детям старшего дошкольного возраста я привела примеры из своих особых методов и приемов по запоминанию. Это метод жестов, мимики и мелодики произведений. При этом использую вспомогательные методы, такие как мнемотехника, изображение ключевых слов, понятий. Самым основным, более эффективным методом считаю групповое разучивание стихов и песен, используя эти методы в комбинации, где можно легко охватить детей с различными восприятиями материалов одновременно. Далее остается индивидуальная работа с детьми, учитывая особенности их восприятия.
Я считаю, что любой человек, работающий с детьми должен быть артистом. Если ты умеешь заинтересовать ребенка, то это уже большая победа. Детям с вами легко и просто. От монотонности любой человек устает, тем более ребенок с его неустойчивым вниманием. Много и в повседневной жизни с детьми использую жесты. Ведь от избытка словесной информации внимание детей рассеивается. Жесты же мне помогают сосредотачивать внимание группы детей и уже все понимают с «полуслова». И это помогает в выступлении детей перед аудиторией. Я могу показать жестами знаки, сосредотачивая внимание детей.
Каждый стих или песня – это кусочек маленькой истории, где есть свои герои и события. Вот что должен понимать ребенок и запоминать. Для этого педагог должен уметь сосредоточить внимание детей с наводящими вопросами. Их должно быть немного, только самые основные смысловые понятия. Дети могут задавать вопросы, а педагог отвечать на них цитатами данного произведения. Произведение для детей требует особого внимания. Оно должно быть ярким, не монотонным, не абстрактным и соответствовать возрасту ребенка.
Используя мнемотехнику, я готовлю заготовку на бумаге в клетку или могу сразу рисовать в зависимости от сложности произведения. И именно выразительно читая произведение, в частности произнося слова стихотворения, одновременно на глазах у детей нахожу самое главное в строке, строфе или в куплете и схематично рисую на бумаге символы. Ведь именно эти картинки символы, нарисованные во время чтения, в дальнейшем будут иметь смысловую связь между словами и зрительным восприятием и помогут воспроизвести через некоторое время это произведение. Это является главным отличием от использования готовых заготовок- картинок. При этом я не произношу лишних слов, потому что это может помешать ребенку в запоминании. Идет целостное, одновременное восприятие произведения через выразительное чтение педагога, мимику, жесты и символы. В дальнейшем ребенок, увидев эту схему сразу же вспомнит те слова, которые были произнесены во время рисования символов и ему будет намного легче воспроизвести из памяти именно слова того произведения.
Использование мнемотаблиц при разучивании стихов также оказывает серьёзную помощь в речевом развитии дошкольников, но ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемоника справляется просто великолепно.
Рассмотрев использование метода мнемотехники в заучивании стихотворений детьми старшего дошкольного возраста, видим, что этот метод можно использовать в любом виде деятельности, в любом режимном моменте. Благодаря этим методам у детей развиваются не только все виды памяти, но и мыслительная деятельность, связная речь, предпосылки к самообучению, умение осуществлять самоанализ.
Таким образом, описанный нами опыт применения метода мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений детьми старшей группы в интеграции с другими видами деятельности при тесном взаимодействии с родителями подтвердил свою эффективность и осуществляется со средней группы.
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие. - М., 1998.
2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. - М., 1960).
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981. 4. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004. 5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2008 6 Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004. 7. Жуковская Р. И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1981.