Павлова Маргарита
Проект «Народно-духовные традиции» детям старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народно-духовные традиции- детям старшего дошкольного возраста»
Подготовила Павлова М. Л., музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №11» города Смоленска
Вид проекта : познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность: октябрь- февраль.
Участники: дети старших групп, музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Публикация «Проект „Народно-духовные традиции“ детям старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблема: отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа.
Актуальность: Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.
К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась во Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как раньше радоваться Осенинам, Рождеству и Святкам, Масленице, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор. сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей. основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Цель:
Пробуждение интереса детей к народным праздникам и приобщение детей к ценностям русской народной культуре.
Задачи:
- Воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.
- Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций.
- Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.
- Воспитывать нравственные качества личности уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе.)
- Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.
- Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения, пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.
- Развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения.
Предполагаемый результат.
Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.
Закреплять знание детей о устном народном творчестве.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.
Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
Основная часть:
Социально –коммуникативное развитие.
Беседа «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Что Вы знаете о народных праздниках»,
«Бабушкин сундук», «Широкая Масляница».
С/р игра «Маленькие помощники», «Семья», «У нас праздник», «Родной дом».
Познавательное развитие
Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой».
Рассказ воспитателя «Осенины, осенины…»«Рождество какой это праздник», «По одёжке встречают», «Рождество и Святки», «Наши предки – славяне», «Умей в гости звать и умей угощать».
Д. И. «Подари семье радость», «Вспомни пословицу о семье».
Викторина «А знаем ли мы?».
Рассматривание «Детская библия».
Создание условий для самостоятельной деятельности.
Речевое развитие
Составление рассказа из опыта детей «Масленичная неделя».
Чтение художественной литературы.
К. Лукашевич «Рождественский праздник», И. Токмакова «Самая красивая звезда» О. Гурина
«Святой вечер, добрый вечер!», Л. Пальмин «Рождественская звезда», А. Фет «Стихи о Рождестве», Д. Кузнецова «Блины» .
Разучивание потешек, пословиц, скороговорок, закличек.
Рассматривание картин Б. И. Кустодиев «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка».
Создание условий для самостоятельной деятельности.
Художественно-эстетическое творчество.
Разучивание детских р. н. песен, танцев, хороводов:
«Как по осени в бору», «Что нам осень принесёт», «На горе-то калина», «Заинька», «Тень- потетень» и др.
Слушанье р. н. музыки; «Комаринская», «Кадриль», «Осенние заклички» «Святочные песенки», и др.
Музыкальные игры «Колосок», «Тесто», «Пирожок», «У оленя дом боьшой», «Ворон»и др.
Лепка из солёного теста «Масленичное солнышко».
Рисование «Зимние забавы», «Открытка к празднику».
Коллективный труд - создание чучела из соломы.
Ручной труд «Рождественская звезда», изготовление рождественских подарков.
Аппликация «Библейские животные».
Постановка театрализованных представлений «Рождественские встречи», «Петрушкины посиделки».
Создание условий для самостоятельной деятельности.
Физическое развитие
П. И «Гуси – лебеди», «Филип и пташка», «Палочка – выручалочка», «Заря», «Горелки», «Пчёлка и ласточка», «Молчанка», «Кто быстрее соберёт игрушки», «Карусель», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Ручеёк».
Игровые упражнения «Санный поезд», «Перетягивание каната», «Попади в цель».
Русские народные игры «Пугало», «Весёлый бубен».
Создание условий для самостоятельной деятельности.
Взаимодействие с родителями.
Консультация «Приобщаем детей е народным традициям», наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках, выставка детских работ «Масленица пришла»,
Мастер – класс от родителей «Печём блины на Масленицу», Консультация «Как мы встречаем Рождество», фотовыставка «Семейные увлечения», изготовление стенда для родителей «На пороге Рождества», Работа на сайте д\сада «Учим с детьми Колядки», Консультация «Народные праздники».
Заключительная часть.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.
Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки.
Приобщили родителей к использованию традиций русской, народной культуры в семейном воспитание детей.
Итоговое мероприятие «Широкая Масленица».
Приложение: Презентация «Народные праздники и традиции»