Лучший педагог года

«Искусство быть бабушкой». Заседание родительского клуба «Мы вместе»

Тамара Кононова
«Искусство быть бабушкой». Заседание родительского клуба «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы

«Искусство быть бабушкой»

Цель: активизировать педагогический потенциал бабушек, способствовать повышению роли бабушки в современной семье, привлечь их к воспитанию и развитию детей, поделиться опытом и приобрести новый.

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые бабушки! Мы рады вас приветствовать. Вот уже второй год в нашем детском саду существует родительский клуб «Мы вместе», где родители принимают участие в обсуждении педагогических проблем, встречаются со специалистами.

Публикация «„Искусство быть бабушкой“, Заседание родительского клуба „Мы вместе“» размещена в разделах

Сегодня мы встречаемся с вами, уважаемые бабушки. Издревле в быту бабушка и дедушка занимали положение "старших родителей". Они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. "Бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь", - говорит русская пословица.

Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы.

По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.

Бабушки и дедушки были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними по воскресениям и праздникам в церковь, читали им евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им "не давать много воли", наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В итоге образ бабушки прошлых веков выглядит примерно так:

На мольберте помещен рисунок бабушки в платочке со спицами в руках.

Ведущий: А теперь попробуем создать собирательный образ бабушки в современной семье.

На мольберте силуэт бабушки. В процессе обсуждения к нему крепятся слова, которые характеризуют современную бабушку.

Ведущий подводит итог обсуждения, добавляя новое.

Прежде всего, следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

К сожалению, иногда бабушки не чувствуют радости от общения с невестками и зятьями, бывают недовольны сами собой. Можно выделить два типа бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: "бабушка-жертва" и "бабушка-соперница".

"Бабушка-жертва" воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки - любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

"Бабушка-соперница", на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной "матерью" внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматично используют ситуацию в своих целях.

Ведущий: Давайте попробуем определить свой тип бабушки : выберите из трех вариантов ответов наиболее вам близкий. Слово Раисе Григорьевне.

ТЕСТ «Ваш тип бабушки»

1. Вы идёте с внуком (внучкой) с прогулки, и он увидел в киоске конфету. Ваша реакция:

а) в следующий раз - перед обедом никаких конфет;

б) купите, но дадите после обеда;

в) чем бы дитя ни тешилось:

2. Ваш внук (внучка) разбросал игрушки и уселся смотреть мультфильмы Вы:

а) накажите, лишите мультфильмов, заставите убирать;

б) попросите убрать, затем разрешите смотреть мультфильм;

в) уберёте сами.

3. Ваш внук (внучка) сказал вам очень обидную вещь. Вы:

а) отругаете внука, перестанете с ним разговаривать;

б) объясните ребёнку, почему вам обидно слышать такие слова,попросите больше этого не делать;

в) пропустите мимо ушей (дитя неразумное).

4. Вы затеяли уборку. Чем обычно занимается ваш внук (внучка?

а) он должен не выходить из своей комнаты;

б) активно помогает ( читай: мешает);

в) играет или смотрит мультфильмы.

5. Внук (внучка) не хочет, есть то, что вы приготовили. Ваша реакция:

а) мало ли что не хочет. Пока не съест, не выйдет из-за стола;

б) придумаете компромисс: съешь - получишь;

в) приготовите что-нибудь другое.

6. Вашего внука (внучку) на улице за какую-то провинность отчитал незнакомый человек. Вы:

а) присоединитесь к критике;

б) заступитесь за ребёнка, поможете ему выйти из этой ситуации;

в) коршуном наброситесь на обидчика.

Если большинство ваших ответов приходится на "а" - вы очень строгая, требовательная бабушка. Ваши внуки побаиваются вас и не смеют вам перечить. Вы рискуете тем, что дети перестанут делиться с вами своими проблемами, замкнутся и с возрастом постараются свести общение с вами на нет.

Если большинство ваших ответов "б" - вы идеальная бабушка, добрая и справедливая. Вашей мудрости можно позавидовать.

Если большинство ответов "в"- вы очень балуете своих внуков и слишком опекаете их. Вы рискуете тем, что они могут сесть вам на шею и выйти из-под контроля. Будьте чуточку построже, иначе вскоре превратитесь в машину по удовлетворению прихотей ребенка.

На память о нашей встрече позвольте предложить вам несколько советов современных психологов.

Правило N1

Постарайтесь не слишком часто говорить детям, что они все делают не так (даже если вам действительно так кажется). Постарайтесь понять, чего они, в сущности, хотят, и помочь им реализовать именно ту воспитательную стратегию, к реализации которой они стремятся. Ведь они, несомненно, желают своим детям (а вашим внукам) добра. А вам, несомненно, хотелось бы видеть своих детей самостоятельными и независимыми.

Правило N2

Почаще рассказывайте им (родителям) об их ребенке. У них нет вашего опыта и вашей наблюдательности. Ни в чем никого не обвиняйте. Просто говорите им о вновь возникающих потребностях и проблемах ребенка. А потом постарайтесь организовать обсуждение: как эти проблемы решить и потребности удовлетворить. Если вы хотите управлять процессом, то ваше управление должно быть совершенно незаметным со стороны.

Правило N3

Никогда не пытайтесь «покупать» любовь и внимание внуков, даже если у вас сейчас есть такая материальная возможность! Не сегодня, так завтра родители вас все равно «переплюнут», а система ценностей следующего поколения вашей семьи будет существенно скособочена. У вас есть то, чего пока нет у родителей, – богатый и разнообразный жизненный опыт. В деле воспитания и привлечения внимания это - совершенно бесценная вещь. Абсолютно все дети любят «истории из жизни». И эти истории вовсе не обязаны быть захватывающе интересными, они просто должны быть про вас, дорогие, любимые родственники. Абсолютно все дети любят, когда с ними много и «на полном серьезе» играют. Сказанное выше – всего лишь два примера того, в чем вы «сильнее» родителей. Есть и многое другое.

Правило N4

Желая сделать подарок ребенку, обязательно посоветуйтесь с его родителями. Вы более опытны в человеческих отношениях. Всегда можно повернуть разговор так, что они с вами согласятся. Или в чем-то уступить. Зато впоследствии не будет никаких обид.

Желаю вам, чтобы отношения с

1. Присутствие - как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.

2. Семейная "национальная гвардия" - призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.

3. Арбитры - согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.

4. Сохранение семейной истории - ощущение преемственности и единства семьи.

Ведущий: В деле воспитания и становления личности одна бабушка может сыграть роль более ценную, чем десяток самых образованных нянь, гувернанток и воспитателей в детском саду. Дело в том, что связь, испокон веков существующая между внуками и бабушками, жизненно необходима, и это — взаимный процесс. Сегодня мы представим вам мастер-класс того, что может сделать бабушка вместе со своим внуком. Слово предоставляется учителю-логопеду детского сада Буйваловой Н. Н.

Ведущий: Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то "мистическая связь" : сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании внуков бесспорно важна и довольно значительна.

Ведущий предлагает бабушкам рассказать о своих увлечениях, о том, что они делают со своими внуками, в какие игры играют.

Публикации по теме:

«Ай-да, бабушки!»«Ай-да, бабушки!» Уважаемые коллеги, предлагаем вам провести семейный проект "Ай-да, бабушки!".Наши ребята с удовольствием узнавали о своей родословной от.

Традиции программы «Радуга» Традиции программы Радуга. Литература: Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Искусство быть бабушкой». Заседание родительского клуба «Мы вместе»
Опубликовано: 15 января 2015 в 10:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Искусство быть бабушкой». Заседание родительского клуба «Мы вместе»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Кононова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД