Гульчачак Ханова
«Детские страхи». Заседание клуба «В помощь семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Детские страхи. Заседание клуба В помощь семье
Проводится игра: «поймай и ответь».
Психолог задает вопросы и бросает (заранее приготовленный мягкий мячик одному из участников заседания). Участник отвечает на вопрос и бросает психологу мячик обратно.
Примерные вопросы:
- Бывает ли Вам иногда страшно?
- Чего Вы иногда боитесь?
- Было ли Вам страшно в детстве?
- Чего Вы боялись в детстве?
- Чего еще боятся люди?
-А чего боитесь Вы? и т. д.
Психолог:
Публикация «„Детские страхи“, Заседание клуба „В помощь семье“» размещена в разделах
- Как вы уже, наверное, поняли тема сегодняшнего заседания клуба «В помощь семье» «Виды и причины детских страхов».
- Что же такое страх?
Страх-это эмоциональная реакция человека на угрозу для жизни, страх может играть роль защитного механизма. Страхи могут выражаться в волнении, тревогах, беспокойстве или опасениях чего-то. Чаще всего страхи – нечто неопределенное, мнимое и расплывчатое.
Детские страхи в основном проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив и впечатлителен к окружающему миру. Он, как губка, впитывает в себя все, что увидел, услышал и узнал, верит разным историям, которые могут рассказать ему родители или старшие братья и сестры. Беспокойные, нервные, мнительные родители зачастую даже не подозревают, что могут служить причиной страха у своего ребенка. Они могут также слишком опекать его от воображаемых опасностей. На всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию идущей извне угрозы.
Теперь поговорим о причинах страхов.
Основные причины страхов у детей - неуверенность в себе, порождающая робость, тревожность, несамостоятельность, а также издержки умственного воспитания, ведущие к неведению, к сниженному уровню ориентации в окружающем ребенка мире, а то и к полному ее отсутствию. Умственное развитие детей имеет прямое отношение к характеру детских страхов. И вновь ключ в вопросах ребенка. Он спрашивает до двух лет "что это?" и "кто это?" не только для того, чтобы познать, что есть, что и кто есть кто, но и чтобы знать, опасны или безопасны эти кто-то и что-то. До двух лет основные страхи - страхи перед незнакомыми предметами, людьми, животными.
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда, если учесть напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события.
Так, подавляющее большинство возрастных страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их по какому-либо поводу или ему напоминают окружающие. Есть и так называемые "немые" страхи, часто отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями.
Это, прежде всего, ситуативные страхи опоздания (у дошкольников) животных и неожиданных звуков.
Наоборот, в группе "невидимых" страхов, не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будут многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств.
Как же помочь ребенку справиться со страхами?
В проблеме детских страхов важны три момента.
Во-первых, детей никогда не следует пугать ради послушания ничем и никем: ни дядей, ни волком, ни лесом. Пугать чем-либо - значит пугать смертью! В урочный час вы указываете ребенку на реальные опасности, не пугаете его ради послушания. Воспитание страхом - жестокое воспитание. Последствия его - тревожная мнительность, чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
А. Валлон в книге "От действия к мысли" приводит такой случай. На руку ребенка в возрасте чуть больше года села муха. Дедушка, конечно же, любивший внука, проявил непростительную неосторожность, заявив: "Берегись, она тебя сейчас съест". Он пошутил. Но когда спустя некоторое время к руке малыша пристала крошка хлеба, у него возник такой страх, что в течение некоторого времени ему приходилось надевать на руки перчатки для защиты от мух. Еще несколько таких "шуток" - и у ребенка невроз, кошмарные сны, тревожно-мнительное развитие личности. За всем этим - страх смерти.
Во-вторых, никогда не стыдить ребенка за испытываемый страх. Насмешки над боязливостью ребенка также жестокость. Стыд и страх взаимосвязаны. Под влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не исчезает, а усиливается. И ребенок остается один на один со страхом, несмотря на то, что у него есть родители. Если взрослый не поможет малышу избавиться от страха, страх повлияет на психику ребенка и он будет чувствовать себя одиноким, беззащитным. Стремясь избавиться от страха, лишенный помощи родителей, он прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и т. д. Испытывающий страх и не понятый родителями пассивен, склонен к депрессии. Страх у ребенка разрастается, что уже угрожает неврозом.
Женщины лучше переносят боль и нередко мужественнее, чем мужчины, преодолевают страх, потому что над их страхами, над их болью в детстве никто не смеется, их страхи понимают, им их прощают и стараются объяснить природу страхов.
В-третьих, ребенка никогда нельзя оставлять одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное только рядом со взрослым.
С двух до трех лет ребенок задает вопросы "где?", "куда?", "откуда?" и "когда?". Возникают страхи высоты, глубины, пространства (глубоко-глубоко, далеко-далеко, сзади, в углу, в лесу, на крыше, на чердаке и т. д., темного времени суток (вечером, поздно-поздно, ночью). С вопросом "почему?" от трех до четырех лет приходят страх последствий поступков, а с этим и страх наказания.
Ребенок более всего боится того, о чем ничего не знает. И такой страх естественен, он побуждает задавать вопрос "почему?", чтобы узнать о еще неизвестном.
К пяти годам ребенок выходит на вопрос "что будет?" и узнает о смерти. В это же время заканчивается период упрямства, малыш постигает свою беспомощность и сложность окружающего мира, жизни. Изменяется характер страхов. Возникают вопросы: "А я не умру?", "А ты, мама, не умрешь?" Страх смерти естественен. Инстинкт самосохранения - инстинкт выживания. Он против смерти. С ним рождаются. Страх смерти приобретает все большую глубину, становясь осознанным переживанием. Этот страх - корень всех
страхов. Ребенок может бояться бабы-яги, волка и "чужого дяди", бояться тысячи объектов, иметь десятки различных страхов, но за этим одно - страх смерти. Поэтому борьба со страхами - борьба со страхом смерти.
Например: Сын известного детского врача В. Прейера в возрасте двух лет увидел поросят, сосущих мать, и испугался, полагая, что они на нее напали и кусают. Испуг вызвал ночные страхи, которые прошли лишь через три года. Если бы, оценив глубину испуга у ребенка, поросят взяли на руки, поиграли с ними, сказали ребенку, что они детки, а свинка их мама, т. е. если бы глубже ответили на закономерный для данного возраста вопрос "что это?", не было бы страха.
Чем больше ребенок знает, особенно в том, что не только интересует, но и тревожит его, тем меньше страхов. Умственно отсталый может ничего не бояться, но такое бесстрашие - по недомыслию. Ребенок с полноценными умственными потенциями остро интересуется окружающим его. Ориентация для него жизненная потребность. Не получая удовлетворительного ответа на поэтапно углубляющиеся ориентационно - познавательные вопросы, он отвечает на вопросы сам, и это не лучшие ответы. Фантазия и неведение в таком случае порождают страхи. А тут еще и пугают, читая страшные сказки, выделяют интонацией страшное в них, а не познавательный и ориентирующий смысл.
Лучшая психотерапия страхов это – игра. Играя, можно побегать за волком (один из играющих надевает маску волка) с ружьем. И теперь уже боится, просит прощения за свои проделки волк. В игре можно и самому побыть волком, бабой-ягой, попугать маму и бабушку, посмеяться над их страхом. Смех убивает страх. Очевидно, что в игре, как в древнем обряде, страх изживается символическим действом, когда страшное побеждают, превращая его в нестрашное.
Игра - способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра - это движение, победа, радость, удовольствие. Игра для ребенка - дело серьезное, поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом.
Игры бывают предметные и ролевые, спонтанные и направленные (организованные).
Предметная игра строится вокруг предмета, ролевая - на каком-либо образе. Смешанные игры - предметно-ролевые, когда мальчик, катая машинку, воображает себя шофером, а девочка, играющая с куклой, видит себя мамой. Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре.
Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.
Игра предоставляет массу возможностей, причем все эти способы являются совершенно естественными для ребенка. Именно поэтому можно использовать даже не специальные психокоррекционные игры, а народные игры-забавы, которые прекрасно справляются с задачами уменьшения различных детских страхов и их профилактики.
А сейчас поговорим о некоторых видах страха. Существуют следующие виды страхов :
Страх темноты – наиболее распространенный страх среди детей дошкольного возраста. В темноте ребенок считает себя более уязвимым, так как выключается основной канал органов чувств – зрение. Ребенок теряет ориентацию в пространстве, воздух уплотняется и кажется, что вокруг уже совсем другая реальность.
Для того чтобы преодолеть этот вид страха можно использовать игру «Жмурки».
- эта народная игра помогает ребенку справиться со страхами темноты и замкнутого пространства. Правила ее всем известны, но если вы играете в помещении, то лучше внести в них некоторые коррективы.
Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: "Замри!" - им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего - найти всех участников. В случае если этот процесс затягивается, то можно помочь ему таким способом : все непойманные игроки начинают одновременно хлопать в ладоши. В следующем кону водящим становится тот, кто был найден раньше всех.
Примечание. Чтобы игра не приедалась, при последующих ее повторениях можно усложнить условия, расставив в комнате преграды из стульев и столиков. Если вы играете вдвоем с ребенком, то лучше сделать это сразу, а для поддержания игрового азарта время от времени издавать звуки (например, "Ха!", "Ух ты!" и т. п.). Задача водящего от этого не станет примитивней (ведь он должен будет не просто подойти к вам, а сделать это, миновав лабиринт препятствий).
Следующий вид страха - Страх врачей, уколов, крови, боли – Один из самых распространенных страхов – страх боли. Именно им связаны между собой все эти четыре страха. Дети боятся уколов, боятся все и всегда, но с возрастом они учатся терпеть, чтобы не выглядеть трусливыми в глазах сверстник-друзей. Хуже когда ребенок остается в больнице один, без мамы. Это достаточно серьезно травмирует его психику.
Для преодоления этого вида страха можно использовать игру Пятнашки
- Это старинная игра, дошедшая и до наших дней. Возможно, потому, что помимо радости она приносит ощутимую пользу детям, проводя, можно сказать, профилактику боязни нападения, уколов и физических наказаний.
Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен осалить играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель. Старайтесь "пятнать" детей (или ребенка) не просто символически, а ощутимо хлопнув.
Примечание. В процессе игровой погони полезно (а кроме того, еще и весело) ведущему выкрикивать фразы типа: "Ну, погоди!", "Ты у меня получишь!", "Догоню и съем!" - и тому подобные угрозы, которые, конечно, шуточные, но помогут ребенку избавиться от страха неожиданного воздействия и боязни наказания в реальной жизни.
Следующий вид страха - Страх вымышленных и сказочных героев – часто, посмотрев страшный фильм перед сном, ребенок вскакивает ночью и будит родителей, говорит о том, что ему боязно и просит посидеть с ним.
А вот - Страх животных – очень распространенный среди детей. Практически у всех детей имеется страх пауков. Один из факторов, по мнению автора, влияющие на появление боязни паука, - это страх боли. Пауки непонятны и неприятны внешне, они быстро бегают, именно устрашающий вид, но самое главное – они могут укусить.
И еще один вид - Страх потеряться.
Как известно, дети с 5 лет уже могут ненадолго оставаться играть одни. Они находят, чем себя занять, играют в ролевые игры и дают родителям возможность заниматься своими делами. Но это не касается тех детей, которые боятся остаться одни. Можно выявить очень много разных причин, если подойти к каждому случаю страха одиночества отдельно. Это и неуверенность в своих действиях из-за гиперопеки роли родителей, и неврозы страха темноты и замкнутого пространства, и ревность к старшим или младшим братьям и сестрам и т. д.
Для того чтобы преодолеть все эти виды страхов можно использовать психотехнику «волшебный клубочек» - она помогает ребенку повысить самооценку, снять психическое напряжение, устранить ряд страхов, помогает создать положительный эмоциональный фон, развить творческие способности.
Описание техники: эта техника является альтернативой рисованию карандашами, фломастерами, красками и т. д. Рисование с помощью клубка не вызывает у детей страха, так как созданный рисунок не может быть плохим или хорошим и приносит чувство удовлетворения любому ребенку. Педагог имеет клубок ниток или веревки любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем передает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему участнику игры. После того, как все дети «порисовали», педагог обсуждает с ним то, что получилось, и задает следующие вопросы: «Какие фигуры ты здесь видишь? Что напоминают тебе эти линии: предметы, людей, пейзажи, какие-нибудь события и т. д.? А есть ли здесь то, чего ты боишься? Назови, чего именно. Почему ты его боишься? Он какой? Когда он к тебе приходит?» и т. п. После того, как ответы первого ребенка прошли обсуждение и получил одобрение (поблагодарить за доверие, другие дети быстро включаются в игру. В группе формируется атмосфера взаимного доверия. Игра может использоваться как индивидуально, так и в микрогруппах из 2-3 человек.
В завершении хочу вам дать несколько советов:
- Иногда родители узнав, посмеиваются: «Трусишка», «Чепуха, разве этого можно бояться?», «Что же здесь страшного? Это все выдумки!» Высказывания подобного рода не только не добавляют отваги, но и порождают дополнительный страх — страх откровенности со взрослыми.
В этом случае нужно рассказать, что у папы и мамы тоже когда-то были страхи, которые они, повзрослев, преодолели. В этом случае ребенок понимает, что бояться не стыдно и взрослые могут помочь. У него появляется надежда стать смелым и сильным, когда подрастет.
- Нужно создавать атмосферу максимального психологического комфорта, то есть стараться облегчить страдания от страха. Например, оставлять приоткрытой дверь в комнату, где спит малыш, включать там светильник, брать крепко за руку, проходя мимо собаки.
- Нельзя запугивать ребенка разными страшными обещаниями : отдать в детдом, бросить на улице, сдать в милицию, сделать укол. Нетрудно вспомнить, какой ужас охватывает взрослого, если он, например, заблудился в лесу или отстал от друзей в метро, оставшись без денег, не зная адреса. А у маленького человека страх, что его не любят и бросят, еще более велик.
- Детям противопоказаны семейные ссоры, которые порождают разнообразные страхи, тревогу и чувство вины. Поскольку им часто кажется, что родители больше никогда не помирятся, произойдет что-то ужасное и к тому же во всем виноват ребенок. Вот если бы он не заболел, не сломал игрушку, то все было бы иначе.
- Таким образом, бережное, терпеливое, доброе отношение к детям — вот основной совет для воспитания счастливых, здоровых и успешных людей.
Проводится игра: «поймай и ответь».
Психолог задает вопросы и бросает (заранее приготовленный мягкий мячик одному из участников заседания). Участник отвечает на вопрос и бросает психологу мячик обратно.
Примерные вопросы:
- Что нового узнали на сегодняшнем заседании?
- О каких видов страха вы узнали?
- Поможет ли вам информация в воспитании вашего ребенка?
- Как вы думаете, нужно ли проводить такие заседания в дальнейшем?