Корчака Анна
Подготовка к занятиям детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Главная проблема аутичного ребенка - нарушение общения с
окружающими. Поэтому формирование «учебного поведения» аутичного
ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, а
также развитию его способности к контакту и освоению им навыков
социального взаимодействия.
по наблюдениям и результатам динамики развития детей с РАС, находящиеся в группе с детьми с интеллектуальными нарушениями, мы отмечаем, что адаптация к социальному взаимодействию проходит гораздо лучше и эффективнее. Для ребенка с аутизмом на ранних этапах развития это окружение является менее травмирующим и более комфортным. Эти дети быстрее перенимают навыки поведения и обучения путём подражания своим сверстникам. Изначально, дети с РАС, практически все, находятся на индивидуальной форме обучения, но, постепенно и плавно переходят на обучение в подгруппах, что способствует большей продуктивности в развитии коммуникативных навыков. За три года коррекционной работы некоторые дети начинают не только говорить, рассказывать сказки, но и вести диалог с окружающими, спокойно выступать на утренниках, открытых занятиях. А главное, дети с РАС поступают на обучение в общеобразовательные учреждения (в школу).
Поэтому ведущей целью оказания ранней коррекционно-развивающей помощи для детей с РАС в нашем дошкольном учреждении мы определяем обеспечение возможности максимально самостоятельного участия в общей развивающей деятельности (организованной взрослым или свободной, что важно для дальнейшего успешного обучения в школе и построения продуктивных социальных контактов с учетом глубины отклонения в психическом развитии.
Коррекционная работа с аутичными детьми проводится комплексно, группой специалистов различного профиля. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями.
Глубина аутистических расстройств не позволяет сразу приступить к развитию понимания ребенком обращенной к нему речи и его активной речи. До начала работы необходим предварительный этап.
Когда ребенок с эмоционально-волевыми нарушениями впервые попадает на занятия к дефектологу, зачастую возникает множество проблем, так как такого ребенка иногда невозможно обнять, взять за руку, усадить за стол, на любые вопросы он отвечает эхолалично или не отвечает вовсе, да и не всегда ясно, насколько ребенок понимает обращенную к нему речь. В группы детей с нарушением интеллекта поступают практически невербальные дети с РАС, которые не идут на контакт, не смотрят в глаза, не включаются в какую-либо совместную деятельность. Они кричат, пытаются убегать, не проявляя интереса к другим детям.
Поэтому на начальном этапе деятельность специалистов направлена на установление эмоционального контакта с таким ребенком, предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений («Сенсорные игры»); выявление скрытого напряжения, а также подавленных негативных эмоций и предоставление ребенку адекватного способа избавления от них («Игровая терапия»); выявление скрытых страхов и формирование путей их преодоления («Психодрама»). Этот период чаще всего растягивается на несколько месяцев. Первым включается в работу учитель-дефектолог. Он устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, развивает его способности к контакту и первоначальные навыки социального взаимодействия. Первоначально необходимо наблюдение за собственной деятельностью ребёнка, в условиях специально созданной предметно-развивающей среды, что позволяет выделить интересные для него предметы и действия. Эти наблюдения помогают организовать с ребенком совместную деятельность с использованием значимого для него материала. Однообразные манипуляции постепенно переводятся в игровые действия. При этом предпочтительнее начинать занятия с ребенком именно с такой психологической работы, а непосредственно к обучению переходить только после того, как произойдет улучшение общего психологического фона его развития.