Татьяна Брагина
Занятия с детьми в адаптационный период «Божья коровка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
Задачи:
• создание положительного эмоционального настроя в группе;
• развитие умения действовать соответственно правилам игры;
• развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
• развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
• развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
Публикация «Занятия с детьми в адаптационный период „Божья коровка“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т. п. ;
черная краска для рисования пальцами или гуашь, смешанная с зубной пастой;
лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
Ход занятия
- Приветствие.
Воспитатель показывает детям игрушечную божью коровку и говорит :
- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.
Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.
Воспитатель предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки.
Если дети затрудняются с ответом, психолог сам называет цвет, форму и величину игрушки.
Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!
Воспитатель, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.
- Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.
Дети вслед за педагогом медленно разжимают кулачки.
- Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за воспитаем соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.
Воспитатель рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Божья коровка, Улети на небо,
Принеси нам хлеба, Черного и белого, Только не горелого!
Ритмично покачивают ладонями.
Делают взмахи перекрещенными кистями рук.
Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем.
Как правило, на первом занятии многие дети не способны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем). В этом случае мамы, воспитатель сажает малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.
- Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.
Обучая этому дыхательному упражнению, педагог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».
- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.
Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.
На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».
А теперь, ребята, давайте сами превратимся в божьих коровок.
Мы вокруг себя покружились. И в божьих коровок превратились.
Божьи коровки, покажите мне ваши головки, носики, ротики, ручки-крылышки, ножки, животики.
Кружатся. Показывают названные части тела.
- Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам.
Дети встают на четвереньки и ползают по полу.
- Подул злой холодный ветер, перевернул жучков.
Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками.
Если психолог наблюдает у кого-то из детей напряжённые, скованные, резкие движения, то он может поглаживанием и легким встряхиванием помочь ребенку снять излишнее напряжение.
- Подул добрый теплый ветерок, помог перевернуться жучкам.
Дети снова встают на четвереньки и ползают.
Игра повторяется 2-3 раза.
- Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели.
Дети, изображая полет божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, жужжат.
- Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут в объятия к воспитателю.
Педагог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрешки и т. п.) и говорит:
- Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.
Дети выполняют задание.
- Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками, какая она круглая.
Дети вслед за психологом рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.
При необходимости взрослые могут взять руки детей в свои и показать им, как выполняются вращательные движения.
• Дети садятся за столы. Воспитатель раздает краски и листы с изображением божьих коровок.
- Теперь нарисуем черные точки на сцинках божьих коровок.
Дети вслед за педагогом обмакивают указательные пальцы в черную краску (гуашь, смешанную с зубной пастой) и закрашивают круги на спинках божьих коровок.
• Дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Воспитатель говорит:
- Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!
На повторных занятиях можно предложить детям пальцем, большой кисточкой или поролоновыми тампоном нарисовать: травку около божьей коровки; солнышко в верхней части листа.
Занятие
ЛИСТОПАД
Задачи:
• создание атмосферы эмоциональной безопасности;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
• развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
• развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;
• развитие речи, воображения, творческих способностей.
Материалы:
большой зонт;
магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с записью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь;
лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).
Ход занятия
Приветствие.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, что происходит за окном. Он обращает внимание малышей на приметы осени (желтеющие деревья, опавшие листья, пасмурное небо) и говорит:
- Представьте, что мы идем гулять в осенний лес.
- Внимательно слушайте слова. Старайтесь двигаться дружно. Не обгоняйте друг друга.
ИДУТ ДРУГ за другом.
Бегут, стараясь
не обгонять друг друга.
Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ-топ-топ. Ну-ка, веселее: топ-топ-топ, Вот как мы умеем: топ-топ-топ. Побежали ножки По ровненькой дорожке, Убегают, убегают, Только пяточки сверкают.
Игра повторяется 2-3 раза.
• Игра «Дождик и солнышко».
Дети ходят по комнате, изображая, что собирают листья. Как только психолог включает кассету со звуками дождя или дает команду «Дождик!», - дети бегут под большой зонт, который держит кто-нибудь из взрослых, и прячутся так, чтобы веем хватило места. Педагог может барабанить пальцами по поверхности зонта, имитируя звук дождя, слегка обрызгивать его из пульверизатора. (Детям доставляет огромное удовольствие наблюдать, как с зонта скатываются капельки, подставлять руки, чтобы их поймать.) Шум дождя прекращается или звучит команда «Солнышко!» - дети выбегают из-под зонта.
Игра повторяется 2-3 раза.
• Включается кассета с записью спокойной музыки. Дети берут в каждую руку по кленовому листочку. Педагог говорит:
- Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень - пора листопада, ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру.
Дети, изображая полет листьев, плавно движутся под музыку.
Воспитатель читает стихотворение и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Листопад, листопад, Листья желтые летят, Под ногой шуршат,
шуршат,
Скоро станет голым сад.
Кружатся, изображая листочки. Подбрасывают листочки вверх.
Ходят по листочкам.
Ложатся на пол и слушают музыку.
• Дети садятся за столы. Воспитатель раздает краски, кисточки и листы с изображением осеннего пейзажа и предлагает нарисовать летящие по небу листья. Дети, рассказывая стихотворение «Листопад», в ритм стиха прикладывают кисточку к листу бумаги.
Все рассматривают рисунки, педагог хвалит детей за работу.
• Дети вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
На повторных занятиях можно предложить детям: докрасить пальчиком