Ольга Костромина
Занятия по ФЦКМ — формированию представлений о природном и рукотворном мире во второй младшей группе «Помогите Незнайке»
Воспитатель: Костромина Ольга Вячеславовна, г. Сыктывкар, МАДОУ № 86
Занятие 1 «Помогите Незнайке»
Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира. Расширять знания о цветах, одежде. Продолжать учить отвечать на вопросы предложениями. Развивать память, внимание, мышление.
Публикация «Занятия по ФЦКМ — формированию представлений о природном и рукотворном мире во второй младшей группе „Помогите Незнайке“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Темочки
Материал. Игрушка Незнайка, картинки с изображением цветов (одуванчик, ромашка, роза, колокольчик, предметов одежды (платье, штаны, кофта, футболка, один большой конверт; два маленьких конверта с условными символами: «рукотворный мир» – человек и «природный мир» – дерево).
Ход занятия
(Раздается стук в дверь, входит Незнайка, здоровается с детьми.)
Незнайка. Я пришел к вам в гости с подарком: принес то, что выросло у меня в саду на клумбе. Они очень красивые, душистые. Что это? (Цветы.) Правильно, это цветы. Вот посмотрите.
Незнайка показывает детям картинки, доставая их из большого конверта. Поочередно достает картинки с изображением цветов. По каждой картинке Незнайка задает детям вопросы: «Что это? Где растет? Какого цвета одуванчик, роза, ромашка, колокольчик? Что помогает расти цветам? (Природа : солнце, вода, воздух, земля).
Цветы – это растения. К какому миру относятся растения? На прошлом занятии мы говорили об этом. (Растения относятся к природному миру.)
Затем Незнайка достает картинку с изображением предмета одежды и, не глядя на картинку, выставляет ее на подставку.
Незнайка. Вот какой еще красивый цветочек на клумбе у меня вырос… Ой, что это такое? Что-то я его на клумбе не замечал…
Воспитатель. Ребята, давайте подскажем Незнайке : это цветок? (Это не цветок, а футболка.)
Незнайка. Для чего это нужно? Откуда этот предмет появился? Это предмет природного мира? (Футболки делают люди.) Да, футболки шьют люди при помощи машин на фабрике. Посмотрите и назовите предметы, которые еще принес Незнайка.
Как назвать футболку, штаны, кофту, платье одним словом? (Одежда.)
К какому миру относится одежда? (Одежда относится к рукотворному миру.)
Давайте назовем предметы природного мира, предметы рукотворного мира.
Незнайка. Вот спасибо, ребята, как хорошо разделили: природный мир и рукотворный.
Воспитатель. Давайте разложим картинки в разные конверты.
Дети раскладывают все картинки в два маленьких конверта с символами: рукотворный мир – человек, природный мир – цветок. Незнайка еще раз благодарит ребят, прощается с ними и уходит.
Занятие 2 «Найди предметы рукотворного мира»
Программное содержание. Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.
Материал. Две маленькие коробочки с условными символами «рукотворный мир» и «природный мир»; большая коробка, в которой лежат картинки с изображением посуды (кувшин, сковородка, тарелка, кружка, ложка, вилка) и животных (белка, еж, заяц, кошка, собака).
Ход занятия
Раздается стук в дверь. Входит Незнайка, здоровается с детьми.
Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! Почему ты такой грустный? Что это за коробка у тебя в руках?
Незнайка. Друзья попросили меня сегодня вымыть посуду, а я не умею это делать, боюсь, что не получится…
Воспитатель. Не переживай. Ребята, поможем Незнайке? Показывай, что там у тебя в коробке.
Незнайка достает две картинки с изображением предметов посуды и устанавливает их на подставке, спрашивает: «Как называется этот предмет? Для чего он нужен? Кто ее сделал? (Человек сделал своими руками.) Это предмет какого мира?» (Рукотворного.)
Незнайка достает картинку с изображением котенка, устанавливает ее на подставке.
Незнайка (не глядя на картинку). Как много посуды, и всю вымыть надо…
Воспитатель. Незнайка, разве это посуда?
Незнайка. Нет, это не посуда. Кто же это? (Котенок.) Человек его сделал или он сам появился в природе? К какому миру он относится? (Ответы детей.)
Аналогично рассматриваются остальные картинки и раскладываются на две группы : природный мир – животные, рукотворный мир – посуда.
В конце занятия дети раскладывают картинки в два коробки с условными символами «природный мир» и «рукотворный мир».
Незнайка. А как же надо мыть посуду? Кто расскажет?
Дети рассказывают, как нужно мыть посуду.
Далее можно организовать сюжетно ролевую игру «Семья» : дети приглашают Незнайку в гости на обед, объясняют назначение каждого предмета посуды, учат мыть кукольную посуду.