Ксения Каминская
Конспект занятия-экспериментирования «Знакомство с нефтью»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Югорка»
Занятие – экспериментирование на тему «Знакомство с нефтью»
Подготовила: воспитатель МАДОУ
ДСКВ «Югорка»
Каминская К. А.
Цель: Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.
Задачи :Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира.
Публикация «Конспект занятия-экспериментирования „Знакомство с нефтью“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нефть. Знакомство с нефтью
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Темочки
Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка. Учить ставить вопрос (выделять проблему).
Воспитывать самостоятельность и инициативность.
Воспитывать любовь к живому, чувства взаимопомощи.
Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах. Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Материал и оборудование: карточки с изображением методов исследования; карточки с темами для исследований, карандаши, фломастеры, листочки бумаги, стаканчики с водой и нефтью; пипетки, трубочки, тарелочки, перья птиц, иллюстрации.
Ход занятия.
1. Сегодня мы с вами продолжаем изучать мир, будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные. Кто знает, что такое исследование? Кто слышал это слово?
Исследование – это значит получение новых знаний о том, что мы исследуем, изучаем.
Дети кто хочет сегодня стать исследователем?
(ответы детей).
-Что же нам исследовать? В мире столько интересного. Посмотрите, какой необычный сундучок. Давайте заглянем в него. (Воспитатель достает фотографии, колбу с темной жидкостью).
-Кто догадался, о чем пойдет речь? Правильно, мы будем исследовать нефть.
А вы знаете как образовалась нефть? (Рассказ воспитателя о нефти)
В давние, давние времена большую часть земли покрывали леса. Деревья были во много раз выше нынешних, и листва у них была пышнее и гуще. Росли они на болотах, так как им требовалось много влаги. Корни у них были неглубокие, и ветер легко и часто валил деревья. Но на их месте быстро вырастали новые (Показ картины древнего леса, показ нефти в колбе). Это нефть. Она образовалась из тех самых упавших деревьев, долго пролежавших под землей и постепенно сгнивших. В недрах земли целые залежи нефти, которую добывают нефтяники. Когда-то в далеком прошлом могучие деревья впитали в себя тепло и свет солнца. Ведь все растения развиваются и живут благодаря именно солнцу. Теперь это тепло и
свет они отдают людям. Недаром нефть служит отличным топливом. Кроме того, что нефть служит топливом, она является отличным сырьем для химических заводов и фабрик, которые изготавливают из нее парафин для свечей, бензин, резину, линолеум, пластмассу, дерматин, краски, лак. Нефть - маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом.
Рассматривание фотографий.
-Как называется данное сооружение? Кто добывает нефть? (ответы детей)
- Что делают нефтяники, с помощью нефтяной вышки? (бурят, добывают нефть)
-Куда доставляется нефть?
2 .-Послушайте стихотворение.
Его работа не простая -
Нефть добывать из-под земли.
Без нефти мы, я точно знаю,
Ступить и шагу б не могли.
Из нефти делают бензин
Для мотоциклов и машин.
Из нефти делают дороги
Куда ступают наши ноги.
Представьте, и не только это
Нам с вами нефть одна дала.
Без нефти не было бы света,
Без нефти не было б тепла.
Автобусы тогда б не шли
И самолеты б не летали,
Когда б нефтяники не стали
Нефть добывать из-под земли.
- 0 людях, какой профессии говорится в стихотворении?
3. Физминутка.
Мы насосы, мы качки (наклоны вперед).
Нефть качаем, мы качаем (приседание, руки вытянуты)
И по трубам,и по трубам (наклоны в стороны)
На заводы отправляем. (наклоны в стороны, руки в стороны)
4. - Д/игра «Что делают из нефти?»
Необходимо из заготовленного материала выбрать то, что сделано из нефти
(парафин, керосин, бензин, краска, стол, телефон, пластилин, молоток,линолеум, краски, резина, цветок)
5. -Ребята, сейчас мы займемся опытом. Давайте пройдем в лабораторию, но прежде вспомним, как надо себя в лаборатории. (ответы детей) Проведем ряд опытов с нефтью.
-Проходите в лабораторию, надевайте белые халаты.
-После каждого опыта мы будем делать вывод и выставлять опорную карточку.
Опыт 1. Цвет нефти.
На белую салфетку пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.
Вывод: Нефть чёрного цвета. Выставляем карточку черного цвета.
Опыт 2. Запах нефти.
Вывод: Нефть имеет запах. Карточка, где изображен перечеркнутый нос.
Опыт 3. Прозрачность.
2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки.
В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему?
В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.
Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет. Выставляется белая перечеркнутая карточка.
Опыт 4. Смешиваемость и растворяемость нефти и воды.
2 колбочки:1-я с водой, 2-я с нефтью. В воду налить молоко и размешать. Вывод: молоко в воде размешалось. Выслушать предположения детей о том, что будет с нефтью, если её налить в воду. Проверить и сделать вывод, что нефть легче воды, по воде расплываются пятна, потому, что она не смешивается и не растворяется.
Вывод: Нефть не смешивается, не растворяется. Карточка синего и черного цвета.
Опыт 5. Птицы и нефть.
Подбросить птичье пуховое пёрышко и внимательно проследить за его полётом, потом обмакнуть пёрышко в нефть, избыток обмакнуть салфеткой. Подбросив пёрышко вверх, обратить внимание, что пёрышко быстро падает вниз, а не летит.
Вывод: Перья от нефти слипаются и теряют способность отталкивать воздух, значит птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников или просто может погибнуть от переохлаждения. Грязные, слипшиеся перья не согревают тело птицы.
Карточка с перечеркнутой птицей.
6 .-Внимание! Внимание! Река в беде. По реке плывет пятно нефти, необходимо очистить реку, иначе погибнут…
- Что случится, если мы не поможем (ответы детей)
-как будем чистить реку?
7. Д/и «Хорошо- плохо».
У детей красные и зеленые сигнальные карточки.
Нефть дает тепло.
Из нефти делают асфальт.
Нефть губит растения.
Из нефти делают бензин.
Из-за нефти гибнут птицы.
Из нефти делают лекарства.
8. Вывод: мы сегодня беседовали о нефти, проводили опыты, спасали реку, что вы узнали нового о нефти?
Воспитатель: Нефть - это природное богатство. Она приносит огромную пользу человечеству.