Ольга Петрова
Занятие-викторина «Знаешь ли ты лес» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнять представления о лесе, как сообществе, в котором живут вместе растения и животные.
Задачи:
- Учить устанавливать причинно-следственные связи, вызывающие необходимость совместного проживания животных и произрастания растений.
- Формировать обобщённые представления о том, что в лесу все нужны друг другу.
- Воспитывать интерес к жизни лесных растений и животных, желание узнать правила поведения в лесу и выполнять их; любовь к природе.
Публикация «Занятие-викторина „Знаешь ли ты лес“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, нам пришло письмо. Посмотрите, какой большой и красивый конверт. Сейчас узнаем что там (открывает конверт). Давайте посмотрим, здесь что-то написано … не разгляжу: (дает прочесть детям)
«Ребята. Помогите. Сильный ветер, ураган, уничтожил мой лес. Что теперь делать ума не приложу. Егерь»
- А как вы думаете, кто такой егерь? Чем он занимается в лесу? (Егерь – это профессия человека, он охраняет лес)
- Что же такое лес? Я вам прочту сейчас стихотворение.
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы,
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова,
Ландыш серебристый,
Воздух чистый, чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Воспитатель: - Какое красивое стихотворение, правда?
- Ребята, давайте все-же поможем егерю.
- Кто из вас был в лесу?
- Итак, если бы вы начали рисовать лес, с чего бы вы начали? (с деревьев)
- Какие деревья и кустарники вам встречались в лесу? (ольха, осина, берёза, ель, сосна рябина, орешник, дуб и др.)
- Может ли быть лес из одних деревьев?
- Почему? Что ещё вы бы нарисовали? (траву, грибы, цветы, ягоды)
Вывешивается панно «Лес».
- Как вы думаете, полная картина у вас получилась? Почему?
- Скажите, кто живёт в лесу? Кого не хватает на картине? (насекомых, птиц, зверей)
- Назовите, каких насекомых вы бы нарисовали?
- Давайте поместим в наш лес птиц (дети прикрепляют на птиц леса на картину, называют их)
- Теперь поселим животных (дети прикрепляют на картину животных, называя их)
- А ещё в лесу живут ящерицы, жабы и ужи.
(по мере проговаривания заполняется панно «Лес»)
- Как вы думаете, может ли жить лес, если в нём не будет насекомых, птиц, зверей? Для чего они нужны друг другу?
- Могут ли птицы прожить без насекомых?
- Сова и филин не едят насекомых, но лесу нужны. Зачем? (охота на лесных мышей)
- А зачем нужны муравьи? (санитары леса)
- Нужен ли человеку лес? Зачем? (свежий воздух, грибы, ягоды и др.)
Лес – это как большой дом. Там живёт много-много жильцов-соседей. Они все нужны друг другу.
- Ребята, вот теперь у вас получился настоящий лес, потому что в нём всё есть: деревья, кустарники, грибы, ягоды и цветы и животные. Я надеюсь, наш лес понравится егерю.
Аутотренинг
Представьте, что вы в лесу, присядьте на полянку, закройте глаза и послушайте звуки леса (кассета).
В нашем прекрасном осеннем лесу
Желтый листок, как флажок я несу
Гриб боровик на дорожке стоит
Спелая шишка под ёлкой лежит
Желтая музыка где-то звучит
Ветер осенний в желтой стране
Играет играет музыку мне.
А сейчас проведём викторину «Знатоки леса»
Лес - наше богатство!
- Какие бывают леса? (лиственные, хвойные, смешанные, роща, дубрава)
Есть такая пословица «Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться? (ягодами, грибами)
- Какие лесные ягоды вы знаете? (землянику, голубику, костянику, малину, смородину)
- А какие грибы можно найти в лесу? (грузди, подосиновики, подберёзовики, лисички, опята и т. д.)
Грибы можно собирать только вместе со взрослыми. Не следует брать в руки и тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.
- Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (бледная поганка, мухомор, ложный опёнок)
Какими богатствами еще с нами делится лес?
А вы знаете, что вкусный лесной чай можно заварить, используя листья лесной малины, земляники или черники (показ картинок). Все эти растения еще и лекарственные. Как вы думаете, почему их так называют? (потому что они применяются для изготовления лекарств, которые используются при лечении разных болезней, заболеваний)
Разминка
В лес гулять мы пошли (маршируют)
Вброд ручей перешли (шагают, высоко поднимая колени)
Небывалой высоты
У ручья растут цветы (поднимают руки, тянутся вверх)
Посмотри по сторонам
Что же лес подарит нам (ставят руки на пояс, головой вправо-влево)
Наклонись, сорви малину
И клади её в корзину (наклоны)
Крепкий беленький грибок
Мы положим в кузовок (приседания)
Продолжим.
Когда мы рисовали картину, называли птиц, зверей.
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (кукушка)
- Какую птицу называют лесным доктором? (дятла) А почему?
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
- Назовите самое крупное животное наших лесов? (лось)
- Назовите животное, впадающее зимой в спячку? (медведь, ёж, барсук)
- Как называется медведь, который зимой не спит? (шатун)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
- Когда ёж не колется? (когда только родился)
- Кто собирает яблоки спиной? (ёж)
- Почему волка называют санитаром леса? (добивает больных слабых животных)
Молодцы! Вы много знаете.
Дидактическая игра «Собери картинку»
(раздать конверты).
Кто у вас получился?
Молодцы.
А теперь подведём итог.
Лес живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а ещё покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как они могут нанести вред лесу и его обитателям. А какие правила поведения в лесу вы знаете и выполняете?
Дидактическая игра «Можно – нельзя».
Нельзя: ломать ветки, разжигать костры, рвать цветы, разорять гнёзда, муравейники, оставлять после себя мусор.
Можно: любоваться красотой природы, собирать грибы, ягоды, отдыхать на пне, лежать на траве, вдыхать аромат цветов.