Валентина Мельникова
Занятие в старшей группе «История русского народного костюма» с использованием технологии «Река времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «История Русского народного костюма» с использованием технологии
«Река времени»
Цель: знакомство с историей русского народного костюма через освоение временных отношений (представление о времени – от прошлого к настоящему)
Задачи:
• Закрепить знания детей о женском и мужском национальном костюме;
Публикация «Занятие в старшей группе „История русского народного костюма“ с использованием технологии „Река времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
• Дать детям элементарные представления о времени, его текучести.
• Продолжить работу по приобщению к русскому фольклору.
• Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем и друг с другом.
• Развивать процессы мышления (анализ, сравнение)
• Воспитывать интерес к истории русского народа посредством знакомства с историей русского национального костюма.
• Ход занятия.
1. Вводная часть.
(Воспитатель привлекает внимание детей к рюкзачку.)
Воспитатель : Ребятки, опять появился рюкзачок путешествий, значит нас ждет что- то интересное! Давайте заглянем в рюкзачок! (Картинка,рассматриваем) Как вы думаете что бы это значило? (дети высказывают предположения).
(Воспитатель делает вывод из предположений детей, при необходимости направляет).
- Вы молодцы, столько интересных предположений высказали. Да похоже вы правы и рюкзачок предлагает нам сегодня интересное путешествие под названием «русский народный костюм»
-. Каким бы вы хотели, чтобы получилось наше путешествие? (дети:- веселое, интересное, познавательное).
2. Основная часть.
Воспитатель: - И чтобы все наши пожелания сбылись, Я предлагаю вам отправиться в путешествие по реке времени.
(Приглашает детей подойти к реке (рисунок разложен на столе)
-Люди часто сравнивают реку с временем, потому что оно точно также течет вперед, не останавливаясь, как и река.
Когда мы с вами будем путешествовать, то будем останавливаться в разных речных портах ДРЕВНОСТЬ, СТАРИНА, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ, и отмечать их определенными карточками, так нам с вами будет лучше видно как менялся русский костюм во времени.
-Приглашаю вас на стульчики. А чтобы переместиться во времени, предлагаю вам закрыть глазки ладошками. Давайте послушаем, как тикают волшебные часы.
Тик-так, тик-так.
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
И сразу в далекое- далекое прошлое попадем.
Открывайте глаза и посмотрите, где мы с вами оказались? Кто это?
Слайд 1
Дети : -Это Древняя Русь и наши предки.
Воспитатель : -А что это такое Древняя Русь? А кого мы называем предками? (Ответы детей)
-Давайте рассмотрим их одежду? (Льняные рубахи, штаны – порты, вышитые).
Одежда очень ценилась, ее носили подолгу и берегли. А носилась одежда долго еще и потому, что была сделана изо льна.
Посмотрите внимательно на рубахи! Что вы на них увидели? (УЗОРЫ – орнаменты)
Узоры вышивали на вороте, рукавах и подоле. Считалось, что вышивка – это оберег, она предохраняла от злых сил.
Воспитатель: - Вот мы с вами и побывали в первом порту под названием. о
Ой забыла как называется наш первый порт (ответы детей,точно, спасибо что напомнили. Давайте отметим эту остановку. Как вы считаете? Какая картинка подойдет для нее. И почему?
(Дети отвечают и кладут на макет первую картинку)
Воспитатель: - Ребята, а НАПОМНИТЕ МНЕ, ПОЖАЛУСТА, где трудились наши предки
Дети: -Летом - в поле, на огороде; зимой шили одежду.
Воспитатель: -Недавно я услышала что и отдыхали в те времена как то по особенному, кто-то, может быть, знает как?
Дети: - Пели, играли, водили хороводы.
Воспитатель: - Ребята, хочу вас спросить, а вы может быть тоже хотите представить себя в том времени и как они завести хоровод? (Воспитатель и дети заводят хоровод «Стой, мил хоровод»).
Воспитатель: -Молодцы, мне очень понравилось водить с вами хоровод!
-Ну что, ребята двигаемся дальше? Замечательно!. Предлагаю вам снова пройти на стульчики и еще раз воспользоваться волшебными часами. Закрывайте глазки.
Тик-так, тик-так.
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведём
И сразу в старину попадем
(Выходят девочка и мальчик, одетые в русские народные костюмы.)
Дети: -Здравствуйте, люди добрые!
-Низкий вам поклон!
Воспитатель: Какие странные, гости к нам пожаловали! Здороваются по особенному. Откуда же вы прибыли, гости дорогие?
Дети: Из прошлого, из России – матушки.
Воспитатель: - А как же зовут вас, гости дорогие?/
Дети: - Полинушка, Иванушка.
Воспитатель: - Какие у вас красивые, ласковые и нежные имена. И наряд – то на вас необычный.
Дети: - Да! Так одевались наши предки, русичи.
Вот в такой чудной одежде
Русичи ходили прежде
И бояре и дворяне,
Горожане и крестьяне
Кто в сорочках и в портах,
Кто в коротких зипунах
А зимой, в мороз трескучий
Надевали шубу, две,
А боярыня бывало,
По три шубы надевала.
Воспитатель: - А во что одеты вы?
Дети: /Каждый описывает свой наряд/
Воспитатель: - Спасибо, гости дорогие. Присаживайтесь к нам.
-Ребята, а как вы думаете? На гостях у нас праздничная или будничная одежда? Почему?
Дети: праздничная, потому что красивая, украшена вышивкой, на картузе – бант.
Воспитатель: -Давайте с вами посмотрим какая же одежда была будничная.
Слайд 2
(Рассматриваем на слайдах женскую и мужскую одежду (ежедневную и праздничную)
Воспитатель: - Вот ребята, это была вторая остановка. Давайте подумаем как она может называться? Давайте и ее отметим, выберите картинку.
(Идем к реке времени)
(Дети отвечают и кладут на макет вторую картинку)
Воспитатель: - Скажите, ребята, а наше путешествие проходит так как мы задумывали? (Если так, то слова похвалы.
Если не так, то ищем причину и говорим что нужно сделать чтобы было, как задумали.) Воспитатель: -Напомните мне, пожалуйста, как отдыхали мальчики и девочки в те далекие времена?
Дети : -Играли, пели.
Воспитатель: -А игры их отличались от наших? Может знаете чем? (подвести к тому что русские народные игры сопровождались пением, стихами вождением хороводов).
Я вам предлагаю русскую народную игру «Золотые ворота».
Воспитатель: -Молодцы. Очень хорошо играли.
Воспитатель: -Ну, что же ребятки наша река времени продолжает свое течение дальше и мы вместе с ней …. Давайте пройдем на стульчики.
(Закрываем глаза ладошками. Открываем)
Слайд 3 детского сада.
Воспитатель: - Где же мы теперь оказались?
Дети : - В нашем детском саду.
Воспитатель: -А это значит в какое время мы попали?
Дети: Настоящее
Воспитатель: Я немного озадачена, знаете чем? Вот, мы с вами проплывая по реке времени видели как меняется русский народный костюм. Видели взрослых и детей одетых в сарафаны, расшитые узорами рубахи мы в настоящем времени и что же? Русскому народному костюму нет места в настоящем времени? Посмотрите на себя, на взрослых в нашей группе, кто то из нас одет в такие одежды о которых мы говорили? Нет? Давайте рассуждать, какие будут мнения? (Дети рассуждают, предполагают: где мы можем в настоящее время увидеть русские народные костюмы) Молодцы.
Слайды 4,5,6
(Рассматриваем слайды: музей, концерт, иллюстрация к сказке).
Воспитатель: -Мы в детском саду. А чем вы больше всего любите здесь заниматься?
Дети: Играть!
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть.
Слайд 7- четвертый лишний (головные уборы)
Слайд 8- четвертый лишний (обувь)
Слайд 9 – найди русскую национальную одежду.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Очень хорошо отвечали.
А теперь давайте отметим третью станцию на реке времени (Картинка 3)
(Проходим к реке времени.)
Воспитатель: -Ребята, Так в каком времени мы сегодня были?
Дети: - Древность, старина, настоящее.
Воспитатель: А река дальше течет? (Воспитатель кладет на реку времени знак вопроса). А в какое Время она продолжает свой бег?
Дети: -Будущее.
Воспитатель: -Мы не знаем что ждет русский народный костюм в бедующем, а можем лишь высказать свои предположения об этом? Кто хочет сказать? Я рада,что вы уверены в том что русский народный костюм и в будущем будет существовать, как отличительная черта или особенность русского народа.
3. Рефлексия.
Воспитатель: -Река времени потекла дальше, а мы с вами остаемся в настоящем времени и я хочу вас спросить о ваших впечатлениях. (дети высказываются). Что было нового для вас? Как вы считаете, наше путешествие удалось? Да, ребята и это во многом благодаря вам, вы сегодня были такими взрослыми, любознательными, как будущие школьники отвечали на вопросы. А я приготовила вам сюрприз. Любите сюрпризы?
(Сюрприз - каравай на рушнике)