Вера Ивановна Горина
Занятие в старшей группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе на тему «Зима»
Воспитатель Горина Вера Ивановна
Занятие на тему «Зима»
Цели: развивать ассоциативные мышление детей; побуждать их высказывать свои мысли; внимательно слушать своих собеседников; продолжать учить детей составлять рассказ по пейзажу, четко отвечать на вопросы; учить образовывать прилагательные от существительных, объяснять значение мало употребляемых слов; учить детей четко произносить звук «С» в словах, называть слова с этими звуком.
Публикация «Занятие в старшей группе „Зима“» размещена в разделах
Материал: Разрезная картина.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихов, картинки с изображением диких животных.
-Разучивание физминуток
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Все снег да снег,
Все снег да сугробы,
Весь лес и все поля в снегу…
Сквозь снег проступает лесная дорога,
Вот и лисьи следы на снегу.
Воспитатель: О чем это стихотворение? Посмотрите в окно - за окном зима.
Зима – что вы представляете, услышав это слово?
Дети : (Зима- снег, лед, лес, горка, санки…
Зима – холод, вьюга, печь, горячий чай…
Зима – снежки, сказка, Снегурочка, Новый год)
Воспитатель еще читает стихотворение:
-Какой звук чаще других встречается в словах этого стихотворения?
Дети :Звук «С».
Воспитатель: Произнесите его протяжно: с -с-с-с-с-с.
Придумайте слова, связанные с зимой, где слышался бы звук «С».
Дети: Снег, сугроб, снежинка, снеговик, Снегурочка, смех, сказка, салазки, санки, снегокат, сосулька…
Воспитатель: Зима какая? Небо зимой какое? Солнце зимой какое? Природа зимой какая? Снег какой? Погода зимой какая?
Дети: Снег- снежная, мороз- морозная, ветер- ветреная, вьюга- вьюжная.
Воспитатель: Объясните значение слов: что такое вьюга?
Дети: Несильный ветер со снегом.
Воспитатель: Что такое метель?
Дети: Сильный снег с ветром.
Воспитатель: Что такое пурга?
Дети: Очень сильный ветер и снег.
Воспитатель: Что такое снегопад?
Дети: Идет много снега.
Воспитатель: Что такое гололед?
Дети: Вчера была оттепель, снег растаял и превратился в воду, а сегодня – мороз, вода замерзла и превратилась в лед.
Физминутка
Я мороза не боюсь,
Я с ним крепко подружусь:
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос,
(Дети прячут руки, закрывают ладошкой нос.)
Значит надо не зевать-
Прыгать, бегать, танцевать!
Под любую мелодию дети произвольно танцуют.
Воспитатель: -А теперь ответьте: то, о чем я прочту, это правда или нет?
Воспитатель читает стихотворение:
Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас,
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу,
Поздней осенью медведь любит в речке посидеть,
А зимой среди ветвей «га-га-га» пел соловей.
Быстро дайте мне ответ, это правда или нет?
Обсуждение идет до тех пор, пока все неточности не будут замечены.
Дети рассаживаются на ковре.
Воспитатель: - Придумайте свои небылицы.
-Зимой очень холодно. Что происходит с людьми, с животными, с растениями.
Дети: Люди утепляют жилища, надевают теплую одежду;
Растения сбрасывают листву и засыпают;
Многие животные засыпают.
Воспитатель: Какие?
Дети: Медведь, енот, барсук, еж…
Но многие не спят, в холодные дни они мерзнут.
Воспитатель: Мерзнут лапки у белки – чьи лапки мерзнут?
Дети: Беличьи.
Воспитатель: Мерзнут лапки у мышки – чьи?
Дети: Мышиные.
Воспитатель: Мерзнут лапки у лисы – чьи?
Дети: Лисьи.
Воспитатель: Мерзнут лапки у волка – чьи?
Дети: Волчьи.
Воспитатель: Мерзнут лапки у зайца – чьи?
Дети: Заячьи.
На столе большой конверт, в нем разрезанная на несколько фрагментов картина на тему «Зима».
Воспитатель предлагает детям взять из конверта фрагменты (каждому один, потом всем вместе сложить картину, а затем составить рассказ по вопросам:
-Какое время года изображено на картине?
-Где происходит действие картины?
-О чем хотел рассказать нам художник?
-Какие краски использовал художник при написании этой картины?
-Что находится на переднем плане?
-Что вдалеке?
-Какова природа зимой?
-Какое название вы бы дали этой картине?
-Почему?
Заслушиваются несколько рассказов детей.
Воспитатель: Какой рассказ вам понравился больше? Почему?
Ответы детей.
Физминутка
-Представьте себе, что вы белые легкие снежинки. Подул ветер – и снежинки полетели.
(Звучит любая музыка, дети произвольно танцуют.)
-Ой, сколько снега навалило! Соберу снег лопатой. Получился сугроб.
(Дети собираются в «кучу».)
Сяду, отдохну. Ой, куда же снежная куча разбежалась?
Дети собираются вокруг воспитателя.
Воспитатель: - Что вы знаете, ребятки, про мои стихи – загадки?
Кто загадки отгадает значит, все на свете знает!
Загадки:
Крыша в шапке меховой,
Белый снег над головой,
Двор в снегу, белы дома,
Это матушка - …
Дети: Зима.
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?.
Дети: Коньки.
Зимой на ветках яблоки?
Скорее собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это …
Дети: Снегири.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Мягкие пушинки –
Белые …
Дети: Снежинки.
Меня не растили –
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза –угольки. Руки – сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
Дети: Снежная баба.
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег лохматый.
Уберем мы снег и лед
Во дворе …
Дети: Лопатой.
Не колючий, светло- синий
На кустах развешан …
Дети: Иней.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
А если солнце ее припечет –
Заплачет она и – потечет.
Дети: Сосулька.
Воспитатель: Почему сосулька так называется?
Ответы детей.
Воспитатель: Наше занятие окончено, вы были большие молодцы!