Валентина Золотарева
Занятие в старшей группе «В гостях у хозяюшки. Утварь в русской избе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе.
Воспитатель: Золотарёва В. И.
Тема: «В гостях у хозяюшки» (утварь в русской избе).
Программное содержание: продолжать знакомство с экспонатами музея – «Русской избы», с бытом народа и народными промыслами, развивать уважение к русским умельцам, гордость за их талант и труд, любовь в Родине. Составление и отгадывание загадок об «избе» и предметах старинного русского быта (метафорические образы).
Публикация «Занятие в старшей группе „В гостях у хозяюшки, Утварь в русской избе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование: «изба», предметы быта, бубен, мешок, колокольчик, блюдо с пирожками и записи народных мелодий.
Ход занятия:
Под народную мелодию в «избу» входят дети с воспитателем. Их встречает Хозяюшка.
Воспитатель: Утро доброе, Хозяюшка!
Хозяюшка : Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобней.
Дай Бог тому,
Кто к нашему дому,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытиём,
И здоровьицем!
Будем сегодня опять друг друга потешать, загадки загадывать?
Дети отвечают.
Хозяюшка :
Наша изба ровно тепла.
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всем тужить
Дом вести – не лапти плести.
Воспитатель:
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним-одна за всех отвечает.
Не хочешь ли, Хозяюшка, загадки про твою избу отгадать? Ребята их много знают.
1-ый ребё нок:
Стоит копна
Вся в дырках,
На копне гора,
Из горы дым идёт. (Изба)
Хозяюшка : Вот вам моя отгадка:
Стоит бычище –
Проклёваны бочища.
2-ой ребё нок:
Дарья да Марья
Друг на друга глядят. (Пол и потолок)
Хозяюшка :
Ой, да это те два братца,
Которые друг на друга глядят,
А вместе не сойдутся!
3-ий ребё нок:
Набита пухом,
Лежит под ухом. (Подушка)
Хозяюшка :
Ах, вот она –
Два брюшка,
Четыре ушка.
Кто будет играть в интересную игру, а в какую не скажу? Солнце разгорается, игра начинается.
Проводится «Игра с бубном».
Описание игры:
Дети передают бубен из рук в руки, а Хозяюшка произносит считалку :
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен
Тот загадку скажет нам!
Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, стоящие рядом с ним отгадывают её.
1. Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват)
2. Чёрный конь
Скачет в огонь (Кочерга)
3. Четыре братца
Одним кушаком подпоясаны,
Под одной крышей стоят. (Стол)
4. Стоит попадья,
Тремя поясами подпоясанная (Кадка)
5. Светленько, чистенько,
Посмотреть любенько. (Зеркало)
6. Рыба в море, хвост на заборе. (Ковшик)
7. Без рук, без ног,
Во все стороны кланяется (Зыбка или люлька)
8. Для кудрей и хохолков
Целых 25 зубков,
И под каждым под зубком,
Лягут волосы рядком. (Гребень)
9. Ни свет, ни заря
Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло)
Слышится чихание из мешка.
Хозяюшка : Кто, ребята, из вас простудился? Ах, это мой волшебный мешок проснулся. Поиграть с вами хочет.
Воспитатель: Скажи, Хозяюшка, что у тебя в мешке? Бобы, горох?
Хозяюшка :
Что за чудо –
Скок да скок.
Гляньте, тронулся мешок!
Мешок (в мешке один из ребят) шагает на середину «избы».
Хозяюшка :
Эй, ребята, хватайте его! Ловите!
Поскорей мешок держите!
(потасовка с мешком)
Давайте развяжем мешок да посмотрим что в нём? (Открывает мешок). Что-то он пуст. Чего же ты, мешок, хочешь?
Мешок: Загадки ваши услышал и за отгадками к вам пришёл.
Дети загадывают загадки, Хозяюшка складывает отгадки в мешок.
1-ый ребё нок:
Толстый, пузатый
Стоит и пыхтит (Самовар)
Хозяюшка : А я знаю, что это:
Сверху – дыра,
Снизу – дыра,
А посередине – огонь и вода!
Кладёт игрушечный самовар в мешок.
2-ой ребё нок:
Стоит на деревянных ногах, всю комнаты занял (Ткацкий станок)
В мешок кладут игрушечный ткацкий станок.
3-ий ребё нок:
У неё есть рот и нога, она совсем слепая, во рту всегда суп. Проглотить не может, а в другой рот выливает. (Ложка)
Хозяюшка :
Что за урод –
Нога и рот.
Ничего не вижу,
Ртом таскаю жижу.
Сама не глотаю, а выливаю.
Кладёт ложку в мешок.
4-ый ребё нок:
Никогда не ленятся:
И ночь работают,
И день работают. (Часы)
Хозяюшка : Вот они, что ходят ночь
И ходят день, не зная,
Что такое лень.
Кладет часы в мешок.
5-ый ребенок:
Ах, какая старая бабушка!
Вся белая-белая. На улице лето-на нее и внимания не обращают.
А зима придет,так и липнут к ней. (Печь)
Хозяюшка :
Мать толста
Дочь красна,
Сын –сокол
Под небеса ушел. (Печь,огонь в печи,дым)
Хозяюшка подходит к печи,гладит ее. Потом обращается к Мешку:
-Не могу я тебе,Мешок,печь отдать. А вместо нее вот тебе,дорогой
мой,горяченький пирожок.
Достает из печки пирожок,отдает Мешку. Мешок кивает-«благодарит»,потом раскачивается из стороны в сторону.
Хозяюшка :
Что же он хочет сказать (наклоняется к Мешку, слушает его)
Повеселить он ребят хочет пляской.
Мешок исполняет танец. Дети пляшут вместе с Мешком.
После пляски из Мешка высовывается колокольчик.
Хозяюшка : Мой Мешок предлагает поиграть.
Проводится русская народная ирга «Жаворонок» :
По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие и бегает в нём. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет
Будет весел целый год!
Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за
чьей-либо спиной. Тот, кто догадается,у кого за спиной лежит колокольчик,становится «жаворонком».
Впоследствии колокольчик прячется в любом месте.
После игры Хозяюшка приглашает всех к столу, предлагает откушать горячих пирожков:
Испекла вам пироги
Только-только из печи
С повидлом, с капустой,
Угощайтесь, очень вкусно!
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема:»Прошлое и настоящее. Путешествие в прошлое ручки».
Программное содержание:Познакомить детей с историей ручки, с процессом ее преобразования человеком;активизировать мыслительную деятельность.
Материал и оборудование:Разные виды ручек, предметные картинки, иллюстрирующие прошлое ручки.
Ход занятия:
Сегодня мы с вами поиграем в игру» Что лучше и удобнее? «Но прежде отгадайте загадку:
Стальной конек по белому полю бегает
И за собой черные следы оставляет. (Ручка)
Что можно делать ручкой? Как называется ручка, которой вы пишите на занятиях и которыми пишут взрослые (Это шариковая ручка)Почему она так называется (У нее на конце есть шарик)
-Правильно. На кончике этой ручки находится крошечный шарик,
еле-еле заметный. Он очень твердый. В стержне есть цветная паста, шарик все время как бы обмакивает в пасту то один свой бочок, то другой и поэтому пишет. А как вы думаете, давным-давно люди писали тоже шариковой ручкой? Конечно, раньше не было шариковой ручки. Первую ручку изобрели древние египтяне. Она была медной. В медном стержне находилась тростинка,наполненная темной жидкостью, похожей на чернила. Жидкость сочилась по волокнам тростинки к заостренному кончику которым проводили по бумаге, и оставался след. Как вы думаете,была ли удобной эта ручка? Почему (Нет! Тростинка- очень хрупкая.)
-Молодцы!Такая ручка часто ломалась. Шло время. Про тростинку с заостренным кончиком забыли. Вместо нее люди писали расщепленным гусиным пером. А как писали гусиным пером? Конец пера обмакивали в чернила и писали. Представьте, если бы вы на занятиях писали гусиным пером. Удобно это?
Дети отвечают на вопрос.
-Людям тоже было неудобно писать гусиным пером. Приходилось часто обмакивать перо в чернила. Чтобы что-то написать,требовалось очень много времени. Поэтому стали пользоваться стальным пером. Таким пером иногда пишут и сейчас. Расскажите, что представляет собой стальное перо. Сейчас используют это перо? Как им пользоваться? В чем сходство гусиного и стального перьев?
Дети отвечают на вопросы.
-Проходило время, человек многому учился, создавал для себя новые удобные предметы. Тогда и появилась первая ручка. Многие, наверное, видели такую ручку. Как она устроена? Что лучше: гусиное перо, стальное перо или перьевая ручка? Почему? А чем неудобна перьевая ручка?
Дети отвечают на вопросы.
-Сейчас люди тоже пишут перьевой ручкой. Современные перьевые ручки красивые, имеют различную форму. Но какой ручкой пишет большинство людей? (Шариковой) Но шариковые ручки тоже бывают разные. Есть ручки с 2,3,4 и более стержнями- авторучки. Что лучше, обыкновенная ручка или автоматическая? Чем она лучше?
Дети отвечают на вопросы.
-А теперь давайте попробуем нарисовать ручку будующего. Какой она должна быть? Придумайте ручку, которой бы вы хотели писать.
Дети рисуют.
Воспитатель Золотарева В. И.